Что нужно для категории е

Время чтения: 13 мин.

Как получить категорию Е? Вопрос не праздный. Пожалуй, каждый уважающий себя водитель стремится решить этот вопрос. Ведь права Е категории, помимо уважения в автомобильной среде, повышают профессионализм водителя и, как следствие, востребованность на рынке труда с возможностью трудоустройства на более высокооплачиваемую работу, например, дальнобойщиком.

Категория Е даёт право управления автотранспортом с прицепом. А между тем езда с прицепом, тем более в составе сцепки-автопоезда, намного сложнее обычного вождения. Она требует особого чутья габаритов автосцепки, и даже предугадывания пути, по которому прицеп проследует за грузовиком.

Особую сложность представляет парковка задним ходом, если стоит задача заехать в ворота или «втиснуться» между двумя машинами. Даже если шофер прекрасно водит грузовик без прицепа, нередки случаи, когда для подобных задач приходится привлекать более опытного коллегу.

Во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы были не категории, а классы водителей, и право управления машинами с прицепом имели лишь профессионалы высшего, т.е. первого класса. Но таких людей было мало, и машины с прицепом доверяли лишь партийным людям: коммунистам и комсомольцам.

Что собой представляет категория Е

Данная категория является дополнением к уже полученной ранее C или D и, как мы уже говорили, дает возможность использования прицепа, как к пассажирскому, так и к грузовому транспорту. Заметим, что для того, чтобы управлять легковым автомобилем с прицепом массой менее 0,75 тонны какая-то дополнительная категория не нужна, при условии, естественно, что у водителя уже открыта категория В.

Эта категория указывалась на правах до 1999 года с задней стороны. С 2014 года в отдельном виде её уже не существует, а только в качестве дополнения, усовершенствования к уже открытым у водителя категориям. Давайте рассмотрим, в каких сочетаниях, какие возможности дают права категории Е.

  • ВЕ – дает возможность водителю легкового автомобиля использовать прицеп массой менее 750 килограмм, например, это может быть «домик на колесах».
  • СЕ – самая распространенная категория для вождения грузовика с прицепом, допускает массу прицепа более 750 кг и массу грузовика, также более 3,5 тонн.
  • С1Е – встречается реже. В рамках этой категории действует ограничение – масса прицепа должна быть меньше массы грузового автомобиля.
  • DE – востребована в больших городах. Водители этой категории могут водить автобусы с прицепом, включая столь популярные в 90-е и нулевые «гармошки».
  • D1E – не накладывает ограничение на массу прицепа, но суммарное количество пассажиров не должно быть более 16 человек.

Эти обозначения были введены для совместимости с зарубежными стандартами; за границей действуют такие же категории с такими же ограничениями.

Кто может получить категорию Е

Для получения данной категории прав есть возрастное ограничение. Во-первых, претенденту должно, как минимум, исполниться 21 год. Во-вторых, для сдачи практической части экзамена, необходимо иметь стаж вождения в основной категории (В, С, D) не менее двенадцати месяцев.

Теоретическую подготовку, чтобы получить категорию Е, можно начинать в любом возрасте. И только с 18 лет, сдав соответствующие экзамены, открыть предыдущие категории и практиковаться в рамках занятий с инструктором вождения.

Подтвердить свой реальный водительский стаж можно выпиской из трудовой книжки, если профессия связана с вождением, а при наличии собственного автомобиля нужного класса представить документы, подтверждающие его владение сроком не менее года.

Как сдать на категорию Е

Открытие данной категории предполагает теоретическую подготовку, практику вождения грузовика с прицепом под контролем инструктора, и сдачу финального экзамена с участием сотрудников ГАИ.

Обучение

Чтобы успешно сдать на права категории Е, прежде всего необходима твердая теоретическая база. Осваивать информацию можно как самостоятельно, приобретя билеты и подобрав к вопросам соответствующую литературу (и билеты, и учебники можно найти в электронном виде в Интернете), так и под руководством опытного специалиста, или же в составе учебной группы специализированной автошколы. Обучение платное. Сумма оплаты зависит от автошколы и региона. Например, в Москве цены колеблются в районе 25 тыс. рублей.

Подготовка к экзамену

Теоретическая часть включает в себя овладение знаниями об устройстве прицепов различных типов, их допустимой грузоподъемности, проходимости, устройство прицепных механизмов, методику агрегатирования, включая сцепку транспортных средств с тягачом.

Читайте также:  Щетки шкода фабия 2

Отдельно рассматриваются вопросы передачи пневматического или гидравлического усилия на тормозную систему прицепа, повторения сигнальных огней головной машины: правила их подсоединения, диагностики и ремонта в дорожных условиях.

Водительское удостоверение категории Е предусматривает также знание основ первой медицинской помощи и умение ее оказывать в дороге, используя подручные средства и препараты, входящие в штатную аптечку тягача с прицепом.

Обязательным также является практическая тренировка вождения автопоездов. Это происходит под руководством и контролем опытного инструктора, на специально выделенном для учебных целей полигоне. Практика вождения включает в себя определенное количество часов, и является чрезвычайно ценным опытом для будущего профессионала.

В рамках тренировки водитель не только начинает «чувствовать прицеп», но и учится безошибочно выполнять перестроения и манёвры. Опытный руководитель подскажет, как проезжать перекресток с многометровым прицепом-фурой, как, сдавая задом, не давать прицепу выворачиваться, объяснит допустимые для разных масс, высот и сцепки скорости вхождения в поворот.

Подготовка к экзамену должна включать в себя и сбор необходимых документов, которые потребуются для его сдачи. Бывает так, что в силу различных причин прохождение медкомиссии затягивается на длительное время, и кандидат на сдачу экзамена может попросту не успеть. О том, какие бумаги нужно готовить, читайте далее.

Как правило, автошкола предоставляет возможность попрактиковаться не на одном типе прицепа, например, на тяжелом и малом полуприцепе, но и в составе автопоезда из двух и даже трех прицепов. Это дает уникальный опыт и отличный шанс стать универсальным шофером.

Документы

Как мы ранее говорили, обязательно потребуется медицинская справка о состоянии здоровья. Она имеет свой срок действия – три года. Понадобится также выписка из трудовой книжки, если экзаменуемый на категорию Е работает по профилю, или же документы на право собственности на автомобиль нужного класса.

Заметим, что водительский стаж 12 месяцев считается достаточным на момент сдачи экзамена. Однако пройти обучение можно и раньше этого срока. На экзамене Вам, естественно, придется предъявить паспорт, водительские права и личную карточку водителя.

Заранее узнайте реквизиты и сумму оплаты госпошлины; квитанцию необходимо приложить к основному пакету документов. Для подтверждения успешного прохождения курса, по его окончанию, автошкола выдаст выписку или иной регламентный документ.

Сдача экзамена

Экзамен проводится в присутствии сотрудника ГИБДД. Для тех, кто сдает на категории ВЕ и СЕ, теоретическая часть не предусмотрена. Претенденты на категорию DE, учитывая специфику пассажирских перевозок, сдают экзамен на умение оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим в аварии.

Практическая часть для желающих получить категорию Е, включает два этапа. Первый – выполняется на автодроме, где водитель показывает умение проходить повороты, маневрировать, разворачиваться, парковаться на специально размеченных трассах. Убедившись, что шофер готов к вождению, приступают ко второй фазе сдачи – вождение в реальных условиях: на улицах города и скоростных автомагистралях.

В случае несдачи экзамена с первого раза, кандидат получает об этом письменный документ. Повторно пройти тестирование можно через неделю.

Вождение автомобиля с прицепом требует особенного умения. Если речь идет о легковом транспортном средстве, то с ним можно использовать прицеп, масса которого не превышает 750 кг. И в этом случае открывать новую категорию не требуется. Но если вы хотите водить большегрузы, то вам нужна будет категория ВЕ или СЕ. Обе позволяют осуществлять перевозки дополнительного средства в сцепке с грузовыми авто, микроавтобусами и автобусами.

Как получить категорию Е?

Чтобы получить категорию E, нужно обучиться в автошколе или пройти переобучение. Например, категория СЕ требует обучения вождению большегрузов. Чтобы открыть подкатегорию с приставкой Е, потребуется пройти специальные курсы.

Особенности категории Е

Отметки «Е» в водительством удостоверении нет. Это дает право управлять ТС с автоприцепом, поэтому буква Е прилагается к известным категориям – В, С, Д. и для владельца обозначает следующее:

ВЕ – для легковых автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу до 3,5 тонн, к которым можно прикрепить прицеп, вес которого не больше 750 кг;

СЕ – для тяжеловесных грузовых автомобилей, массой больше 3,5 тонн, имеющих грузовой автоприцеп, вес которого больше 750 кг;

ДЕ – для пассажирских автобусов, имеющих больше 8 пассажирских мест, со специальным прицепом.

С недавнего времени введены дополнительные коррективы в обозначение CE, ДЕ. Они конкретизируют типы ТС и имеют соответствующие обозначения – С1Е и Д1Е. Первая позволяет управлять грузовой машиной, в сцепке с которым предусмотрен прицеп, вес которого больше 750 кг. Но при этом масса дополнительного груза не должна быть больше веса самого автомобиля. Категория Д1Е используется для микроавтобусов, вместительностью больше шестнадцати мест с тяжелым прицепом. Детальнее о правах для прицепов здесь.

Читайте также:  Болты клапанной крышки нексия

Сколько времени учиться на категорию Е?

Обучение вождению авто с прицепом – достаточно трудоемкий и непростой процесс. Получить сразу право на вождение категории Е невозможно. Существуют определенные правила:

возраст – он должен быть старше 21 года, чтобы получить право вождения категории ДЕ требуется иметь водительский стаж не меньше двух лет;

стаж водителя – он должен быть не меньше 12 месяцев, изначально кандидату нужно получить права категорий В, С, Д, а уже затем открывать новые.

Срок обучения определяется автошколой. При этом важно, чтобы она имела соответствующую аккредитацию, что позволяет ей обучать водителей. Обычно для этого требуется от 1 до 1,5 месяца, при условии, что занятия проводятся 1-2 раза в неделю. Для отметки в водительском удостоверении, необходимо предоставление копии паспорта, цветного фото, медицинской справки.

Сколько стоит отучиться на категорию Е?

Средняя стоимость обучения на категорию Е варьируется от 15 000 до 30 000. В нее входят теоретические и практические занятия. Но при этом потребуются и другие расходы, в том числе, за дополнительные занятия с инструктором, за топливо. Когда курс будет пройдет, нужно будет представить квитанцию об оплате госпошлины – 2000 рублей.

Стоимость обучения – не самый главный параметр при выборе учреждения. В первую очередь необходимо попросить документы, подтверждающие аккредитацию учреждения. Здесь учеба будет соответствовать всем требованиям безопасности, правилам и нормам. Не следует прельщаться и слишком низкой стоимостью курса. Зачастую она в будущем вырастает в разы: появляются добавочные сборы, комиссии и прочие расходы.

Еще один момент – в крупных городах, например, Москве, цена за курс обучения будет выше, чем в регионах. Но действующее законодательство разрешает обучиться в одной автошколе, а экзамен в ГИБДД сдавать в другом городе. Для этого достаточно обратиться в местное отделение. Необходимо представить справку об успешной сдаче экзаменов в автошколе. Более того, учащийся может сдать теорию в одной автошколе, затем представить экзаменационный лист в другое учреждение и продолжить испытания на автодроме, а затем в условиях городской среды. Более подробно о сроках и стоимости обучения в этой статье.

Как сдают экзамены на категорию Е?

Чтобы получить в удостоверении отметку «СЕ» или «ДЕ», теоретический экзамен сдавать не требуется. Понятно, что теорию кандидат знает, поскольку имеет право на вождение большегруза и автобуса.

Транспортное средство с прицепом требует высокого мастерства, недаром таких водителей называют настоящими профессионалами.

Сдача экзамена осуществляется в два этапа:

на трассе или в городской среде.

В первом случае экзаменатор проверяет умение кандидата управлять большегрузом. Существуют определенные упражнения, с которыми должен справиться кандидат: прямое движение задним ходом и поставить ТС задним бортом к платформе. При условии, что ученик справился с этими заданиями, он может приступать ко второй части испытаний.

Экзамен в условиях реального времени подразумевает выбор трассы с оживленным транспортным и пешеходным движением. Это позволит экзаменатору определить, насколько кандидат готов к самостоятельной профессиональной деятельности. Если были допущены ошибки, то в экзаменационном листе будет указана причина не сдачи. Пересдать испытания можно через неделю.

Особенностью категории Е является высокая степень ответственности, которой должен обладать водитель. От него также потребуется высокое мастерство и глубокие знания.

Водительское удостоверение можно получить лишь после прохождения специального обучения в автошколе. Существует определенный регламент, который закреплен законодательно для каждой категории и подкатегории, определяющий количество академических часов и сроки практического вождения.

Необходимо также учитывать, что к обучению определенным категориям, например, имеющим индекс «Е», должны допускаться уже опытные автомобилисты. Поэтому перед тем, как получить категорию Е, нужно уже иметь и опыт, и водительские права.

Транспорт для профессионалов высокого класса

Основной особенностью, которой характеризуется водитель-профессионал, является доступ к габаритному и более сложному в плане управления на дорогах транспортному средству. К такой технике относятся грузовые прицепы. Водитель, имеющий право управлять данным составом, нуждается в дополнительном обучении. Этим и занимаются в автошколах, обучая тех, кто желает открыть категорию Е.

Многие граждане пользуются прицепами для легковых автомобилей. Очень удобно загрузить в него старый диван для перевозки на дачу или установить на колеса моторную лодку для любимой рыбалки. Случается, что недобросовестный инспектор пытается требовать от автовладельца наличие дополнительного пункта в правах с индексом «Е» и разрешением на прицеп. Однако, такие требования являются неправомерными.

Читайте также:  Оригинальный масляный фильтр хендай солярис

Транспорт для категории Е

Категория с подпунктом «Е» не может распространяться на легковые авто масса прицепов у которых менее 750 кг.

В новых правилах она отсутствует в чистом виде, а получить ее можно лишь в виде подкатегории с основными допусками:

  • «ВЕ» – водитель получает такое разрешение для управления легковой машиной и прицепом, масса которого более 750 кг;
  • «СЕ» – данный пункт прав свидетельствует о возможности управления грузовым транспортом свыше 3500 кг, а также соединенным с ним прицепом массой более 0,75 т;
  • «DE» – при наличии такой отметки водитель получает право управления автобусами с пассажирами, количество которых будет более 8 человек в салоне (индекс «Е» в данном случае обеспечивает возможность соединения с автобусом тяжелого прицепа);
  • «С1Е» – пункт дает право управления грузовым транспортом с прицепом более 0,75 т, но менее массы самого авто;
  • «D1E» – разрешает водить микроавтобусы, ограниченные числом посадочных мест в 16 человек, но при этом допускается соединение с тяжелым прицепом.

Все относительно новые пункты, внесенные в водительское удостоверение, основываются на международных правилах и мировом опыте.

Необходимые навыки и условия

В большей степени обучение на категорию Е, точнее подкатегории, включающие в себя данный индекс, так как чистой категории такой нет, обоснованно для коммерческого транспорта. В бытовых условиях такие автомобили и прицепы практически не востребованы.

Автомобили, подходящие под представленное описание, имеют существенно большие габариты, чем стандартный транспорт. За счет этого требуется значительный опыт управления транспортом, чтобы пересесть на такие грузовики или автобусы.

Основные требования, выдвигаемые к водителям габаритного подвижного состава, заключаются в следующих пунктах:

  • Автомобилисты, претендующие на «ВЕ», «СЕ», «С1Е», должны быть старше 18 лет, а для «DE» и «D1E» лимитируются минимумом в 21 год. Вторая позиция обосновывается наличием допустимого водительского стажа – 3 года для управления автобусами.
  • Дополнительный индекс «Е» в категориях «В», «С», «D» можно получить лишь после двенадцатимесячного водительского стажа. Он проверяется по дате выдачи предыдущих категорий.
  • Обязательным условием является обучение в автошколе по утвержденному государственному плану. Средняя стоимость обучения на категорию Е составляет около 13 тысяч рублей. При выборе школы стоит поинтересоваться ее соответствию новым стандартам, отредактированным законодательством. Подтверждением разрешения является государственная аттестация учебного заведения.
  • Предварительно абитуриент обязан пройти медицинскую комиссию и получить утвердительное заключение от терапевта. Полный перечень врачей, которых нужно посетить, будущий водитель получает во время подачи заявки на прохождение осмотра.

Нужно знать, что оплата легального обучения проводится безналичным путем, а мошеннические школы часто принимают наличные от обучающихся водителей.

Прохождение обучения

В программу, по которой обучают водителей категории «Е», входят как практические занятия, так и теоретический курс. Будущим специалистам прививают умения и знания управления транспортом с прицепом. Проводятся занятия по оказанию первичной медпомощи пострадавшим, углубляются знания по правилам дорожного движения, а также наставники знакомят с актуальной ответственностью за правонарушения ПДД.

Практический курс включает в себя вождение на автополигоне, подтвердить полученные знания нужно успешным экзаменом в ГИБДД. Он состоит из сдачи теории с помощью тестирования или билетов, также проверяется умение водить большегрузы с прицепами.

Практика контролируется на автодроме, когда выдается задание, по которому нужно подъехать к платформе, а также езда прямо задним ходом. Также тестируется езда по городским улицам. В этом случае выявляются знания ПДД, касающиеся грузового транспорта, знаков, правил парковки и прочее.

Нужно знать, что никакой самостоятельно подготовки к сдаче экзаменов в ГИБДД законодательством не предусмотрено с 2013 года.

Чтобы провести обучение по предусмотренным правилам, необходимо заключить договор, успешно подтвердить наличие теоретических знаний, а лишь затем абитуриент допускается к сдаче практики. Такой подход обусловлен повышением ответственности при вождении габаритного автотранспорта с прицепом, ведь возможная авария грузовой машины или автобуса с прицепом может стоить достаточно дорого не только в материальном плане. Это приводит к тому, что за рулем находится уже опытный хорошо подготовленный водитель.