Фрикционная резина что это такое

Время чтения: 16 мин.

Накануне каждого зимнего сезона многие автовладельцы озадачиваются вопросом выбора зимней резины – и некоторые задумываются о той, которую в народе называют «липучка». Разбираемся, что такое «липучка», каковы ее сильные и слабые стороны, и чем она отличается от шипованных шин.

1. ЧТО ТАКОЕ «ЛИПУЧКА»?

«Липучкой» в разговорной речи называют зимние нешипованные шины. Правильное название такого типа шин – фрикционные, от английского «friction» – трение.

2. ЧЕМ «ЛИПУЧКА» ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ШИПОВАННЫХ ШИН?

Первое, и очевиднейшее отличие фрикционных шин от шипованных – это, разумеется, отсутствие шипов. Однако это не единственная характеристика, которая разнится в их свойствах. Отсутствие шипов у фрикционной покрышки компенсируется другими особенностями: прежде всего это более мягкий состав резиновой смеси и наличие большого количества тонких и глубоких поперечных ламелей.

Именно этими ламелями, а точнее, их кромками, фрикционные шины и цепляются за поверхность. Сочетание мягкого компаунда, большой глубины протектора и большого количества ламелей дает такой шине большое и стабильное пятно контакта, способность плотно сцепляться с поверхностью, а также отводить из пятна контакта воду, «впитывая» ее ламелями при касании поверхности и очищаясь при движении. Именно высокие сцепные свойства, связанные с мягкостью, и подарили фрикционной шине прозвище «липучка». Кроме того, некоторые производители заявляют о добавлении в состав резиновой смеси фрикционных шин мельчайших твердых частиц, которые призваны играть роль «микроскопических шипов», дополнительно усиливая фрикционные свойства покрышки.

3. В ЧЕМ ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ «ЛИПУЧКИ»?

Вышеперечисленные различия определяют эксплуатационные особенности двух разных типов шин. Эффективность фрикционных покрышек максимальна в тех условиях, где ей не приходится сталкиваться с чистым льдом: такие шины хороши на рыхлом снегу, мокром и сухом асфальте, а также в снежной каше с реагентами, которыми обильно поливают современные дороги. Кроме того, за счет большей мягкости «липучка» дольше сохраняет максимальные сцепные свойства при понижении температуры до экстремальной: тесты показывают, что при морозах свыше -25° шипованные шины «дубеют» сильнее, чем фрикционные.

С эксплуатационной точки зрения у фрикционных шин есть еще пара преимуществ. Во-первых, их можно смело использовать в «переходный» период, когда ночью температуры опускаются к околонулевым, а днем остаются плюсовыми. В такое время некоторые автовладельцы «берегут» шипованные шины, предпочитая переобуваться в последний момент, когда зима уже наступила. Однако стоит помнить, что минимальная температура, при которой летняя резина работает эффективно – это +5°, в более холодных условиях она окончательно «дубеет», теряя значительную часть сцепных свойств. «Липучка» же эффективно работает в этих условиях, не вызывая нервических приступов от скрежета шипов по асфальту.

Ну а второе эксплуатационное преимущество фрикционных шин – более низкий уровень шума. Шипованная шина неизбежно имеет более высокий шумовой и вибрационный фон, связанный с касанием шипами поверхности – и если на снегу разница между шиповками и «липучками» сводится к нулю, то на льду и асфальте гул шипов неизбежно будет заметен.

Слабые стороны «липучки» связаны именно с отсутствием шипов в условиях, когда их эффективность могла быть максимальной. Прежде всего это твердая и скользкая поверхность – лед или укатанный снег: на таких покрытиях шипованные шины непременно будут более эффективными, тормозя не только ламелями и мягким компаундом (которые у шипованных шин также имеются), но и шипами. Особенно опасен для фрикционных шин будет лед при околонулевой температуре: в таком случае он подтаивает, и на его поверхности образуется «смазка» из водяной пленки, сводящая к минимуму эффективность «липучки»: единственным гарантированно эффективным инструментом торможения в этом случае будут металлические шипы.

Еще один аргумент не в пользу фрикционных шин – это их меньшая приспособленность для нужд неопытных водителей. Первый инстинкт такого водителя при наступлении нештатной ситуации или необходимости быстро остановиться – это нажать до упора педаль тормоза. В современных автомобилях компенсировать эту ошибку призвана ABS, но если автомобиль ей не оборудован, заблокированные колеса, обутые в «липучку», сильно теряют в эффективности, а вот шипы продолжают работать.

4. КАКИМИ БЫВАЮТ ФРИКЦИОННЫЕ ШИНЫ?

Исходя из свойств и эксплуатационных характеристик, можно разделить фрикционные шины на «скандинавские» и «европейские». Первые имеют большую мягкость и предназначены для эксплуатации в условиях более суровых и холодных зим с большим количеством снега и льда. Вторые – немного более твердые и предназначены для использования в более теплых и щадящих условиях – к примеру, в городах, где дороги хорошо чистятся и регулярно обрабатываются противогололедными реагентами, а морозы являются исключением.

5. ЕСТЬ ЛИ ЕЩЕ КАКИЕ-ТО ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ «ЛИПУЧКИ»?

Кроме важнейших отличий фрикционной резины от шипованной, о которых рассказано выше, есть и еще несколько обстоятельств, на которые стоит обратить внимание.

Во-первых, недавние поправки в ПДД сделали обязательным наличие на автомобиле, имеющем шипованные шины, соответствующего знака с буквой «Ш». Однако на зимние фрикционные шины это требование, как несложно догадаться, не распространяется – то есть, ездить на «липучке» можно без знака «Шипы».

Во-вторых, стоит помнить, что шипованные шины запрещены в большинстве европейских стран, поскольку разрушают поверхность дорожного полотна. Таким образом, если вы собираетесь отправиться за границу на своем автомобиле, стоит заранее уточнить маршрут и выяснить, не придется ли вам обзавестись комплектом «липучки» взамен имеющихся шипованных шин для этой поездки.

Читайте также:  Права на управление квадроциклом

А вот законодательные требования к зимним шинам, указанные в техническом регламенте Таможенного союза и перечне неисправностей, запрещающих эксплуатацию ТС, для шипованных и фрикционных шин, разумеется, одинаковы. Автомобиль должен быть оснащен зимними шинами, промаркированными значком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри неё, а также знаками «М+S», «M&S» или «M S», как минимум в период с декабря по февраль, а остаточная высота протектора у зимних шин должна составлять не менее 4 миллиметров.

Однако и здесь есть одно крайне важное замечание: тот же технический регламент гласит о том, что «запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период» – то есть, прямого запрета на эксплуатацию «липучки» летом нет. Однако не стоит думать, что «то, что не запрещено – разрешено»: характеристики фрикционных шин рассчитаны исключительно на зимнюю эксплуатацию, и ее выдающаяся мягкость на горячем асфальте обернется потерей адекватной управляемости и тормозного пути. При значительной плюсовой температуре машина на фрикционных шинах «плывет», а их износ ускоряется на порядки. Поэтому использовать «липучку» не по назначению категорически не рекомендуется.

Зима как всегда, пришла неожиданно. И началась пляска с выбором и приобретением шин. Кто-то её уже миновал, но многие ещё в процессе. Главный вопрос традиционен — выбрать шипованные или так называемые "липучки"?
Многих интересует также тема — "Стоит ли брать новые российские или лучше б/у-шные импортные. Ответы на эти и многие другие вопросы я пытался найти уже ни раз. Вот здесь например находится рассказ о личном знакомстве с гоночными нешипованными шинами, с настоящими японскими "липучками", с хорошими шипованными шинами, очень рекомендую глянуть.
А ниже приведу некоторые мои мысли про выбор шин, сформировавшиеся от общения с продавцами шин, гонщиками, различными автолюбителями с большим опытом эксплуатации, плюс свои ощущения. Насколько всё грамотно получилось — судить вам. Материал готовился для неавтомобильного журнала, так что стилистика соответствующая))

На какой резине ездить зимой? Это один из самых непростых вопросов, который стоит перед автомобилистами накануне наступления самого холодного сезона года. В последнее время дороги городов активно чистятся зимой, и преимущественно под колесами оказывается асфальтовое покрытие. Поэтому довольно популярными стали зимние нешипованные шины, а есть и те, кто всю зиму ездит на всесезонных или даже летних шинах. Какая разница между этими видами шин и как она проявляется зимой? Попробуем разобраться.
Для начала несколько слов о терминах. Сейчас в автомагазинах преимущественно представлены пять основных видов шин для легковушек. Будет полезно научиться различать их по названию, предназначению и внешнему виду, чтобы отдельные нерадивые продавцы не смогли воспользоваться вашей доверчивостью. Проще всего определить летние шины — это фактически единственный тип шин, у которых на протекторных блоках отсутствуют ламели. Так называют специальные узкие прорези-канавки на протекторах шин, обычно зигзагообразной формы (на фото — ниже).

Зимние нешипованные шины наоборот отличаются тем, что их протекторные блоки буквально изрезаны ламелями. Они подгибаются при контакте с дорогой и позволяют улучшить сцепление на таких покрытиях, как снег и особенно лед. В некоторых случаях, из-за повышенного коэффициента трения, зимние нешипованные шины словно чуть прилипают к дороге, поэтому они получили название — фрикционные, а в народе — «липучки».
В свою очередь, фрикционные шины делят на два подвида. Одни предназначены для суровых зим, имеют повышенное число ламелей и более мягкий состав резины, такие принято называть скандинавскими. Именно такие по большей части представлены в российских автомагазинах.

Но есть и другой подвид фрикционных шин — для мягкой зимы, или центральноевропейские, у них ламелей также бывает много, но сам состав резины более жесткий.
Отличить между собой скандинавские и центральноевропейские фрикционки довольно просто: у первых место стыка опорной части (протектора) и боковины (борта) выполнено, как правило, в виде угла. А у вторых это же место сделано скругленным, как у летних и всесезонных шин. В целом центральноевропейские зимние нешипованные шины по своим характеристикам, скорее, близки к всесезонным шинам. Последние отличаются еще более жестким составом резины и минимальным количеством ламелей.

Чтобы не возникало подобных коллизий, во многих странах Европы давно приняты законодательные нормы, предписывающие всем автомобилистам использовать зимнюю резину в сезон. В России подобный законопроект до сих пор в планах. К счастью, большинство автомобилистов являются людьми адекватными, поэтому зимой давно уже используют шины, специально разработанные для этого времени года. Поэтому остановимся чуть подробнее на отличиях в поведении на зимней дороге разных типов покрышек.
В наше время нет недостатка в информации на тему выбора любого вида продукции. Это касается и выбора шин. Наиболее правильным будет посмотреть на результаты сравнительных тестов, которые регулярно проводятся на специализированых полигонах. Например, в финском Ивало почти каждую зиму проводятся крупные тестирования, в которых принимают участие одновременно более десятка комплектов покрышек самых разных марок и типов. Результаты потом публикуются на страницах ведущих изданий, в том числе российских. Не будем вдаваться в глубокие дебри методики проведения испытаний, она тщательно отработана за многие годы, постоянно модернизируется и до мелочей описана на различных сайтах в сети интернет. Рассмотрим общие выводы и тенденции.
В последнее время можно слышать такие мнения, что фрикционные шины скандинавского типа почти не уступают шипованным на льду и снегу и однозначно лучше ведут себя на асфальте. Однако многолетние результаты испытаний доказывают, что не все так однозначно. При температурах ниже 15 градусов действительно фрикционки скандинавского типа могут работать на льду и снегу даже лучше шипованных. Мягкие резиновые смеси до последнего сохраняют свои свойства. В то время как более жесткая шипованная резина начинает уже дубеть при такой температуре и работать хуже, шипы помогают, но не столь эффективно, как при более высоких температурах.

Читайте также:  Как подсоединить две лампочки

Но самое удивительное, что и на асфальтовом покрытии современные шипованные шины часто оказываются лучше фрикционных. Посмотрев любой из относительно свежих независимых тестов прямо сейчас, вы сможете в этом сами убедиться. Часто лучшие шипованные шины показывают более прогнозируемое поведение на асфальте (как на сухом, так и на мокром), имеют меньший тормозной путь, быстрее разгоняются, чем лучшие из фрикционных шин для суровой зимы. Ничего удивительного в этом нет. Ведь мягкий состав резины нешипованных шин скандинавского типа играет на твердых покрытиях уже отрицательную роль. Машина словно чуть плывет по дороге, особенно это заметно при резких маневрах. В свою очередь, состав резины у шипованных шин сделан жестче для того, чтобы не вылетали шипы, поэтому для асфальта такие шины даже предпочтительнее.
А как быть с укоренившимся поверьем, что шипы скользят на асфальте? Такой эффект действительно наблюдался, но только в случае с шинами устаревших конструкций. Прогресс не стоит на месте. И сегодня ведущие производители используют под корпусом шипа подложку из мягкой резины, которая позволяет им утапливаться при езде по твердому асфальту. Правда, по этой же причине, такие шипы могут словно чуть втягиваться при особенно низких температурах (от минус 15 градусов) и проигрывать фрикционкам даже на скользких покрытиях. Впрочем проигрыш этот все равно минимальный. Надо просто взять за правило — ехать аккуратнее на шипованных шинах в сильные морозы.

Второй важный момент. Сейчас в Европе приняли новые правила по воздействию шипов на асфальтовые покрытия. В связи с этим сами шипы у новейших моделей изменились по своей конструкции, как правило, у них стала меньше размером выступающая часть шипа, а их форма — менее агрессивной. Результаты испытаний в Европе подтвердили, что шипы новейших конструкций практически не наносят урона асфальтовому покрытию, а в целом современные шипованные шины ведут себя на асфальте гораздо увереннее, чем модели прежних лет.
Что же касается нешипованных шин центральноевропейского типа, то по сравнению со скандинавскими фрикционками они еще лучше ведут себя на асфальтовых покрытиях. Но на льду или снегу часто ведут себя лишь немногим лучше всесезонок. Основное предназначение таких шин — эксплуатация в регионах с преимущественно бесснежными зимами. Центральноевропейские нешипованные шины, в отличие от летних или всесезонных покрышек, позволят преодолеть участки со льдом или снегом, которые могут быть непроходимыми для последних. В России их рекомендуют использовать только жителям южных регионов. При этом центральноевропейские «фрикионки» допустимо использовать на высоких скоростях, иногда до 240 км/ч. В то время как скандинавские обычно имеют допустимый предел по максимальной скорости в районе 160 — 190 км/ч.

Стоит напомнить еще о двух важных вещах при выборе. Во-первых, главным рабочим слоем у любой резины всегда является верхний (прежде всего это касается глубины протектора). Поэтому покупка шин категории «секонд хенд» считается неразумной. Ведь вместе с верхним рабочим слоем резины улетучиваются и наиболее важные ее свойства. Грамотный автомобилист обычно меняет зимние шины после каждых двух, максимум трех сезонов.
Если же шины лежат на складе, то со временем она может «задубеть» и опять-таки резко терять свои свойства, даже если на ней никто не ездил. Поэтому при покупке покрышек обращайте внимание на боковину — там всегда указаны неделя и год выпуска. В ряде стран Европы законодательно запрещено продавать в автомагазинах шины, которым уже несколько лет, так что не слушайте продавцов о безобидности возрастной резины, а просто самостоятельно смотрите на даты.
Не забывайте, что на зиму не стоит ставить особо широкие шины, ведь чем уже покрышка, тем большее давление оказывает она в пятне контакта. Легче ехать по колеям, шипам легче вгрызаться в лед, эффективнее прорубается снег до асфальта. И только на относительно глубоком снегу, когда шина не может достать до твердого покрытия, слишком широкие шины могут быть полезнее зимой. А вообще оптимум — ставить на зиму шины такого размера — который рекомендован производителем автомобиля.

В том, что касается ходимости шипов, то многое зависит от качества обкатки. Поэтому стоит отнестись к этому вопросу с особым вниманием. Не делать резких разгонов и торможений в первые 500 — 1000 км пробега, стараться максимально аккуратно проезжать трамвайные пути и ямы с острыми краями. Тогда шипы хорошо присидятся в своих гнездах, а затем прослужат максимально долго. Хотя есть производители, которые производят не просто заводскую ошиповку, а еще и садят шипы на клей. Это наиболее эффективный способ крепления на сегодняшний день, в несколько раз более надежный, чем любой другой. Но он вовсе не означает, что шипы совсем вылетать не будут. Все зависит от манеры езды хозяина машины.
И последнее. Результаты тестов доказывают, что лучшие характеристики показывают сейчас шины так называемой первой линии, к которым относят ведущие бренды. Отличить такие довольно просто — по самым высоким ценникам. Другое дело, что и среди шин первой линии есть не слишком удачные. Более доступные шины второй линии однозначно проигрывают лидерам, но отдельные модели запросто дают бой гораздо более дорогим «неудачникам» первой линии. Относительно недорогие, но достойные шины второй линии могут стать хорошим выбором по соотношению цена/качество. Как узнать конкретные названия лучших моделей в абсолюте и наиболее удачных по соотношению цена/качество? Порекомендую перед покупкой прочесть сравнительные тест-драйвы и только потом идти в магазин. Проверено на личном опыте, такой метод выбора довольно эффективен. К сожалению, отдельные продавцы шин могут запросто продать вам покрышки не самой лучшей модели, с виду-то все они хороши. Надеюсь, эти советы помогут вам в выборе. Хотя и не считаю их истиной в последней инстанции. Добавляйте наблюдения в комментариях. Будьте внимательны на зимней дороге и не экономьте на шинах!

Читайте также:  Что нужно для аренды авто

Не забудьте заглянуть вот сюда, не рекламирую обычно сам свои статьи, но там действительно неплохой материал получился, один из немногих, который мне самому понравился. Напомню, там пост о личном знакомстве с гоночными нешипованными шинами, с настоящими японскими "липучками", с хорошей шипованной резиной (что и почему выбрал я сам на свой авто).
Спасибо за внимание и до скорого!

Для езды в зимнее время автолюбители могут использовать два типа шин: шипованные покрышки и фрикционные. Если с первым типом резины все понятно (на покрышках, кроме протектора, имеются специальные металлические шипы, которые идеально подходят для передвижения по обледенелой дороге), то преимущества второго типа требуют уточнений.

Фрикционные зимние шины ещё называют шинами-липучками. Как и шипованные, они предназначены для зимней езды, но шипов на их поверхности нет, они больше подходят для снега. За счет чего же достигается повышенная проходимость? Фрикционные шины, как и любые другие, имеют протектор с грунтозацепами (протекторными блоками). Но количество таких грунтозацепов и разделяющих их ламелей увеличено. Ламели располагаются под крутым углом. Так, достигается лучшее сцепление с глубоким и рыхлым снегом. Протектор подобной шины может быть 4 основных типов: симметричным, несимметричным, направленным и ненаправленным.

Основные преимущества фрикционных покрышек

    минимальный шум при эксплуатации, езда становится более комфортной;

при производстве фрикционных шин используется специальная мягкая резина, которая даже на сильном морозе не дубеет, потому шина эффективно работает;

идеально подходят для передвижения по рыхлому снегу, т.к. в буквальном смысле прилипают к снежному покрытию. Т.е. коэффициент трения в этом случае увеличенный;

осенью эти шины можно устанавливать раньше шипованных, т.к. они адаптированы к резкой смене погодных условий. Весной также можно перейти на фрикционные шины, ведь погода еще нестабильна. Таким образом, фрикционные шины подходят также и для межсезонья;

  • протектор шины является самоочищающимся. Кроме того, обеспечивается эффективный отвод воды в месте контакта с дорожным покрытием, что предотвращает скольжение.
  • Недостатки данного вида шин

      фрикционные шины хуже ведут себя на ледяном покрытии и на укатанном снегу, чем шипованные;

  • не годятся в качестве всесезонных, т.к. могут изнашиваться неравномерно. На сухом горящем асфальте из-за большого количества ламелей фрикционные шины «плывут», что может негативно сказаться на управляемости, да и износ резко повышается.
  • Советы при эксплуатации липучек

    Первые пару сотен километров пробега происходит обкатка фрикционной шины. Ламели затачиваются в направлении движения, потому резкие ускорения или торможения в этот период не рекомендуются, это может повредить протектор. Хотя при дальнейшей эксплуатации также нежелательно делать резкие маневры, ведь резина фрикционных шин мягкая, она быстро истирается.

    При монтаже старого комплекта шин на следующий сезон нужно обязательно соблюсти то направление вращения, которое было в предыдущем.

    Лучшие фрикционные зимние шины

    В ТОП-3 фрикционных шин на сезон 2014-2015 годов можно выделить такие:

      Лидером на российском рынке зимних шин является компания Nokian. На новый сезон компания представила обновленную модель Hakkapeliitta R2 с усиленными боковыми частями. Стоимость изменяется от 3350 рублей за 175/65 R14 до 11 500 рублей за 235/45 R18.

    Michelin X-Ice 2 или новое поколение X-Ice 3. Давно пользуются популярностью среди российских автолюбителей. Цена изменяется от 3050 рублей за 175/65 R14 до 8150 рублей за 215/55 R17.

  • Bridgestone Blizzak DM-V2. Отлично показали себя в прошлом году (особенно при заносах и скольжениях). Цена от 3500 рублей за 175/65 R14 до 12 000 рублей за 245/50 R20.
  • Смотрите видео про зимние нешипованные шины липучка Bridgestone Blizzak Revo GZ:

    Отдельно стоит выделить фрикционные шины Ultra Grip Ice 2 от компании Good Year и ContiVikingContact 6 от Continental. К выбору фрикционных шин нужно отнестись очень внимательно, ведь от этого зависит ваша безопасность в зимний период времени на далеко неидеальных отечественных дорогах.

    Смотрите видео-советы — когда менять шины:

    Видео, какие покрышки лучше купить?

    Adblock detector