Шансы выжить при падении самолета

Время чтения: 18 мин.

Огромное количество людей боятся летать, опасаясь погибнуть. Они читают о том, как выжить в авиакатастрофе, прекрасно зная, что вероятность оказаться в такой ситуации довольно мала. И хотя шанс попасть в автомобильную аварию гораздо выше, пугают высота и беспомощность. Впрочем, ответ на вопрос, выживали ли люди в авиакатастрофах, — да. И это уже вселяет надежду. Более того, некоторым из них удалось спастись в условиях, где все остальные погибли. И не в последнюю очередь так произошло благодаря их разумным действиям.

Причины авиакатастроф

Шанс погибнуть во время полета гораздо меньше вероятности выиграть в лотерею. Тем не менее несколько раз в год происходят трагедии, уносящие жизни сотен людей за раз. Естественно, это пугает, даже если остаются выжившие в авиакатастрофах. Фото с мест аварии настолько впечатляют, что многие впоследствии отказываются от полетов, если есть другие варианты. Но если вдуматься, все-таки самолет — один из наиболее безопасных видов транспорта. Да, как и в любом другом случае, здесь есть свой риск. На самом деле причин, по которым что-то может пойти не так, не слишком много.

Во-первых, это человеческий фактор. Это наиболее вероятная причина, поскольку отказы техники без участия людей — довольно редкое дело. Все системы безопасности дублируются и проверяются перед каждым полетом, в то время как человеческие возможности, в том числе время реакции, внимание, скорость и качество принятия решений несовершенны. В 70% случаев, когда происходят те или иные происшествия, как с жертвами, так и без них, речь идет именно о том, что люди сделали что-то не так.

В остальных 30% виноваты технические сбои, не связанные с ошибками персонала, а также комплексные причины. В эту же категорию обычно относят происшествия, так и оставшиеся загадкой.

Конструкции самолетов постоянно совершенствуются, инженеры, электрики и другие специалисты работают над тем, чтобы минимизировать участие людей в процессе полета. Межгосударственный авиационный комитет, правительства стран, производители воздушных судов — в расследовании причин каждого инцидента заинтересовано достаточно большое количество сторон, а потому этому уделяется серьезное внимание. И поскольку довольно редко жертвами становятся все без исключения пассажиры, по их рассказам становится ясно, как выжить в авиакатастрофе. На самом деле это вполне возможно, даже если авария произошла на огромной высоте. И уж тем более были люди, выжившие в авиакатастрофах, случившихся на земле. Итак, что нужно для того, чтобы спастись?

Крупнейшие авиакатастрофы

Самой страшной трагедией, в которую были вовлечены самолеты, считается теракт, произошедший 11 сентября 2001 года. В этот день погибло почти 3 тысячи человек. Однако, строго говоря, эти катастрофы не попадают под определение авиационной аварии, а это значит, что первенство все-таки не за ними.

  • Наиболее многочисленной с точки зрения количества жертв по сей день считается трагедия на острове Тенерифе, произошедшая в марте 1977 года, когда на взлетно-посадочной полосе столкнулись два воздушных судна. Всего погибло почти 600 человек. Истории выживших в авиакатастрофе ужасают до глубины души — из числа спасшихся 12 пассажиров просто помутились рассудком.
  • В 1985 году мир поразила крупная авария в Японии. Самолет потерял управление, что повлекло за собой 520 жертв.
  • Еще одно столкновение, но на этот раз уже в воздухе, произошло в ноябре 1996 года в Индии. Почти 350 погибших.
  • В марте 1974 года в результате взрывной декомпрессии под Парижем разбился самолет турецких авиалиний. Жертвами стали 346 человек.
  • В результате теракта, произошедшего в июне 1985 года, в 70 километрах от ирландского Корка погиб авиалайнер с 329 людьми на борту.
  • В августе 1980 года в результате пожара на борту в районе Эр-Рияда стали жертвами 301 человек.

Лишь 30 из 100 самых крупных за всю историю авиации катастроф случились в XXI веке. Выживали ли люди в авиакатастрофах? Конечно, хоть и не в каждой. Разумеется, после любого, даже самого незначительного происшествия, проводится тщательное расследование, по итогам которого могут быть приняты решения об усилении мер безопасности в аэропорту, улучшении работы диспетчеров и других наземных служб, а также конструкции самолетов и внедрении новых систем управления. Так что с каждым годом шанс выжить в авиакатастрофе, если она случится, становится все выше. А сама вероятность ее возникновения — все ниже.

Можно ли выжить в авиакатастрофе?

Многие считают, что это совершенно невозможно. На высоте в 10 тысяч метров очень холодно, мало кислорода, да и приземление вряд ли будет мягким. Однако факты, а также рассказы выживших в авиакатастрофах, говорят о том, что возможность благополучного исхода есть почти всегда.

В предыдущем параграфе были перечислены наиболее многочисленные по жертвам аварии, однако существует огромное количество инцидентов, в которых количество пострадавших было минимальным или вовсе равнялось нулю. Естественно, в первую очередь все зависит от действий пилотов и экипажа вообще, но и сами пассажиры, если не создают панику и соблюдают спокойствие, в критической ситуации могут спастись.

Итак, как удается выжить в авиакатастрофе? Единой инструкции, как действовать, не существует, однако можно просто знать и соблюдать некоторые рекомендации на этапе сборов и посадки в самолет. Ну а если нештатная ситуация все-таки возникнет, тут, скорее всего, в дело вступят инстинкты, хотя будет лучше сохранить голову холодной.

Наиболее безопасные места в салоне

Считается, что в самолете некоторые зоны во время полета более благоприятны для выживания, чем остальные (в случае непредвиденных обстоятельств). В общем и целом это действительно так. Исследования, основанные на авариях, произошедших в последние 30 лет, подтверждают это, как и выжившие в авиакатастрофах. Фото разрушенных лайнеров тоже наводят на определенные мысли. Но обо всем по порядку.

Читайте также:  Подогрев двигателя уаз патриот 220в

Во-первых, чем ближе к выходу, тем лучше — это так. Близость к аварийным или штатным дверям в некоторых ситуациях может спасти жизнь, но только в том случае, если не поддаться панике и все сделать правильно. По идее, открытие запасных выходов — задача экипажа, но сделать это может и пассажир, если это необходимо.

Во-вторых, задняя часть самолета обычно безопаснее, чем передняя. При столкновениях лоб в лоб, сходе с ВПП, пожарах и т. д. обычно в первую очередь страдает кабина самолета и прилегающие к ней зоны. Если лайнер теряет управление, то хвост также приземляется вслед за носовой частью. Таким образом, в ряде случаев не самые удобные места могут спасти жизнь — здесь шанс более или менее благополучного завершения полета достигает 66%. Истории выживших в авиакатастрофах зачастую это подтверждают, правда, с одной оговоркой — нужно правильно себя вести.

Порядок действий

Выжившие в авиакатастрофах в России или за рубежом могут рассказать о некоторых нюансах, которые и так известны всем, но почему-то постоянно забываются. Стоит еще раз их повторить.

Во-первых, начать готовиться можно еще дома — надеть в самолет удобную одежду, не стесняющую движений, иметь в ручной клади что-то теплое. Предпочтение следует отдавать хлопку и шерсти, поскольку они хуже горят. Также стоит обратить внимание на удобство обуви.

Во-вторых, нужно слушать экипаж во время инструктажа. Да, разумеется, тем, кто летает несколько раз в год, эти правила кажутся скучными и понятными без всяких повторений. Но стоит хоть раз подумать о том, что эти инструкции могут пригодиться. Даже те, кто слышал их много раз, в критический момент могут растеряться и запаниковать вместо того, чтобы вести себя правильно, в то время как экипаж регулярно проходит тренировки. Рассказы выживших в авиакатастрофах подтверждают, что слушать бортпроводников крайне важно.

В-третьих, усаживаясь на свое место, стоит сделать две вещи: не ставить в верхний отсек тяжелые сумки, посчитать количество рядов кресел между выходом и собой, а также запомнить это число. В условиях задымлености видимость будет на нуле, и это знание может спасти жизнь.

В-четвертых, как только поступила команда пристегнуть ремни, необходимо это сделать. Даже когда табло выключится, лучше оставлять их в прежнем положении. Даже если авиалайнер всего лишь войдет в зону турбулентности, не стоит рисковать своим здоровьем — удар головой тоже не самое приятное в путешествии самолетом.

Это то, что необходимо знать и делать, просто садясь на свое место в современном лайнере. Ну а если речь пойдет о том, как можно выжить в авиакатастрофе, то стоит рассмотреть отдельные ситуации, хотя в них есть очень много общего. Разумеется, очень сложно осознанно действовать, если опасность приходит внезапно — взрыв, столкновение и т. д. Но если шанс есть, стоит его использовать на все 100 процентов.

Отказ управления и жесткая посадка

Поломки электронных систем и другого оборудования — довольно редкое дело. И если просто небольшие неполадки все-таки случаются и даже могут остаться незамеченными пассажирами, то более серьезные проблемы зачастую приводят к аварийной посадке в ближайшем аэропорту. Это, однако, не значит, что все в порядке — в случае поломок все, кто находится на борту, должны следовать инструкциям экипажа. В данной ситуации в первую очередь все зависит от того, удастся ли никому не поддаться панике. Могут быть неожиданные и резкие маневры, сброс высоты, в общем, самое важное, что нужно сделать, — пристегнуть и затянуть ремень, снять с шеи шарфы, галстуки, цепочки и т. д., еще раз подумать, как добраться до аварийного выхода и сохранять спокойствие.

Если ожидается, что посадка будет жесткой, стоит вспомнить и о специальной позе, которая позволит защитить тело и голову от лишних травм. Кресло должно быть в вертикальном положении, пассажир сидит, сильно уперев руки в спинку впереди и кладет голову на них. Другой вариант — нужно максимально согнуться, обхватив себя руками за бедра и положив голову на колени. Именно это знание спасло 9-летнего голландца, когда при посадке в Триполи погибло более сотни человек, в том числе семья мальчика. Как только становится понятно, что что-то не так, даже если речь идет всего лишь о зоне турбулентности, стоит вынуть из карманов любые острые предметы, которые могут нанести раны.

Декомпрессия

Разгерметизация салона — тоже не слишком частое, но встречающееся явление. Если это не взрывная декомпрессия, в результате которой самолет буквально разваливается на части, то шанс выжить в авиакатастрофе довольно неплохой. Основная проблема в этом случае — гипоксия. На этот случай в салоне есть кислородные маски, которые находятся над головой пассажиров и при необходимости вываливаются автоматически. Как только они появились, следует немедленно их надеть, а не только прижать к лицу. Тем, кто сопровождает детей, стоит подавить родительские инстинкты и вначале позаботиться о себе. Да, в этом случае лучше проявить здоровый эгоизм, потому что если взрослый потеряет сознание, то помочь детям будет уже некому. Сразу же стоит приготовиться к внезапной потере высоты — согласно своим инструкциям, пилоты будут снижаться максимально быстро. В остальном, опять же, следует соблюдать спокойствие и следовать всем указаниям бортпроводников.

В этом и предыдущем случае при жесткой посадке также стоит опасаться пожара и задымления. Если это произошло, во-первых, необходимо опуститься как можно ниже и защитить дыхательные органы, во-вторых, накрыться пледом или плотной одеждой, чтобы спастись от открытого огня, и в-третьих, пробираться к любому аварийному выходу, стараясь избежать толпы и давки. Истории выживших в авиакатастрофе, случившейся в Паго-Паго в 1974 году, это легко проиллюстрируют. 97 пассажиров не смогли быстро выйти из загоревшегося лайнера, пытаясь покинуть его через переднюю дверь, в то время как четверо спасшихся счастливчиков выбрались через запасные.

Захват воздушного судна

Благодаря усилиям всех стран по борьбе с терроризмом эту ситуацию можно назвать крайне маловероятной. Но лучше все-таки знать, что делать в этом случае. По большому счету, вести себя следует примерно так же, как и при любом другом захвате в заложники — самолет ничем принципиально не отличается. Как и в любой другой из описываемых чрезвычайных ситуаций, нужно постараться сохранять максимальное спокойствие. Если в ходе захвата самолета кто-то был ранен, необходимо оказать ему помощь, не подвергая себя при этом опасности. Не стоит провоцировать террористов на излишнюю агрессию, возмущаясь, крича или громко плача. Никаких резких движений и сопротивления, особенно, если нет необходимых навыков. Когда происходит захват заложников, практически моментально начинаются переговоры, направленные на их освобождение. Если они проваливаются, в определенный момент начинается штурм. И вот здесь самое умное, что можно сделать — упасть на пол, закрыв глаза и уши, при этом стоит держаться от угонщиков подальше. Специально подготовленные люди справляются с нейтрализацией террористов гораздо лучше простых обывателей, и в некоторых случаях удавалось обойтись минимумом жертв, которые позднее смогли рассказать, как выжить в авиакатастрофе. Ультразвуковой сканер, рентгеновский аппарат, специальные программы, помогающие выбрать особенно подозрительных пассажиров для специальной проверки — новые технологии тоже помогают бороться с терроризмом.

Читайте также:  Пассивный сабвуфер своими руками

Приводнение

Помимо того, что уже ранее было сказано о жесткой посадке, в данной ситуации также необходимо вспомнить о специальных жилетах, которые хранятся под каждым креслом. По команде экипажа или без нее, если стало ясно, что приземление произошло на воду, нужно его достать и надеть. После этого необходимо покинуть салон самолета через аварийные выходы, расположенные на крыльях. Не стоит прыгать, если аварийный трап не развернут — высота составит около 3 метров. Нужно привести жилет в действие и соскользнуть на животе ногами вперед в воду. Далее следует дожидаться помощи и стараться двигаться. Жилет спасет от утопления, но от переохлаждения он избавить не в силах. В 2009 году именно это средство помогло 13-летней пассажирке дождаться спасателей, на прибытие которых ушло почти 14 часов.

О выживших

Человек — существо невероятных возможностей. В экстремальных ситуациях многие люди показывают чудеса силы, выносливости, сообразительности. Кому-то просто невероятно везет, а кто-то спасается благодаря тому, что все делал правильно. Здесь уже звучало несколько примеров того, как вели себя люди, выжившие в авиакатастрофах. Но стоит упомянуть и еще нескольких.

Сложно не вспомнить о знаменитой Весне Вулович, которая могла бы рассказать, как выжить в авиакатастрофе при падении с высоты в 10 тысяч метров. Можно сказать, что ей просто повезло: в момент катастрофы девушка потеряла сознание, находясь в хвосте самолета, падение смягчили деревья и тела других пассажиров, а еще ее очень быстро обнаружили, так что несмотря на серьезные травмы и длительную реабилитацию, она смогла вернуться к полноценной жизни спустя 1,5 года после трагедии. Тем не менее, отрицать ее волю к жизни и мужество невозможно.

Безусловно, были и выжившие в авиакатастрофах в России и СССР, показавшие себя настоящими героями. Такой пример — Лариса Савицкая, державшая рекорд до Вулович. Ее история о том, как люди выживают в авиакатастрофах, тоже достойна внимания. Летом 1981 года она с супругом как раз возвращалась из свадебного путешествия, когда пассажирский лайнер столкнулся с военным самолетом. Члены экипажа погибли практически мгновенно, воздушные судна развалились на части, и обломки стали падать вниз. В момент катастрофы Лариса проснулась от удара и перепада температуры. 8 минут заняло падение обломка, на котором она находилась, пока он не приземлился на березовую рощу, смягчившую посадку. Несколько часов девушка оставалась без сознания, а очнувшись, обнаружила рядом с собой тело мужа. Ее нашли 2 дня спустя, когда спасатели уже не надеялись обнаружить живых. Кстати, как признавалась Лариса, в какой-то момент ей вспомнился эпизод фильма "Чудеса еще случаются", в котором девушку спасло то, что она прижалась к креслу, даже не будучи к нему пристегнутой.

Кстати, упомянутая кинолента была снята по истории еще одной девушки, которая могла бы рассказать, как выжить в авиакатастрофе и добраться до людей сквозь джунгли. 17-летняя Джулиана Кепке летела со своей матерью на рождественские каникулы к отцу, но рейсу не суждено было завершиться благополучно. С высоты в 3 километра самолет упал в глубину джунглей после попадания в его крыло молнии и пожара. В течение следующих 9 дней девушка, опираясь на знания о тропических лесах, полученных от отца, пыталась выйти к людям, и ей это удалось. Она была единственной спасшейся.

Итак, как уже было сказано, ответ на вопрос, можно ли выжить в авиакатастрофе, положительный. Есть много примеров как чудесных спасений, так и благополучных исходов благодаря осознанным правильным действиям. Так что не стоит пренебрегать скучными инструкциями — за ними стоят чьи-то жизни.

Что можно сделать до полета?

1. Выбирайте большие самолеты. Если у вас есть выбор, на каком авиалайнере лететь, выбирайте самую габаритную модель из возможных. Согласно исследованиям Федерального управления гражданской авиации США (FAA), большие самолеты поглощают больше кинетической энергии при крушении, что повышает шансы пассажиров остаться в живых.

2. Выбирайте безопасные места. Безусловно, безопасным оказывается то место, которое не пострадало при крушении. Однако предугадать, какая часть самолета будет повреждена в случае катастрофы, невозможно. Поэтому выбирайте места рядом с аварийным выходом. По данным профессора математического моделирования Гринвичского университета Эда Гали, те, кто выживал в типичной авиакатастрофе, как правило занимали места не далее пяти рядов от аварийного выхода. У пассажиров, которые сидели дальше, чем за пять рядов, шансы выбраться из самолета живыми резко сокращались.

Гали отмечает, что бывают и исключения из «правила пяти рядов». Разумеется, есть люди, которым удавалось выбраться сидя и в двух десятках рядов от выхода. Более того, даже если вы находитесь совсем близко к двери, не исключено, что ее может заклинить. Но в целом шансы выжить увеличиваются, если выбираете места не далее, чем в пяти рядах от любого из выходов.

Если же вам не досталось место у выхода и в пределах пяти рядов от него, то садитесь у прохода. Кроме того, что вам будет легче выйти в уборную, вы будете иметь больше шансов выжить по сравнению с сидящими у иллюминаторов.

Читайте также:  Как сделать пульверизатор для краски своими руками

3. Одевайтесь правильно. Верный выбор одежды может защитить вас от некоторых травм, которые можно получить во время крушения.

В самолеты заливают так много топлива, что при аварии весьма вероятно возникновение пожара. Старайтесь надевать одежду с длинными рукавами, также избегая шорт и юбок. Это может уберечь вас от ожогов. Одежда из нейлона и других синтетических материалов легко воспламеняется, поэтому в полет старайтесь надевать вещи из натуральных волокон — хлопка, шерсти

Выбор обуви также очень важен. Когда вы выбираетесь из потерпевшего аварию самолета, необходимо быстро отбежать от места крушения (об этом далее), поэтому не надевайте обувь на каблуках, в которой легко подвернуть ногу при беге, и шлепки: их можно вовсе потерять.

Многие люди уверены, что авиакатастрофа практически не оставляет шансов выжить. Поэтому не считают нужным внимательно изучать инструкцию по безопасности. Хотя, например, крушение Boeing 777 южнокорейской авиакомпании Asiana Airlines доказывает: при соблюдении правил эвакуации количество жертв удаётся существенно сократить. В произошедшей в международном аэропорту Сан-Франциско аварии удалось спасти 305 из 307 человек на борту!

Мы уже рассказывали, как можно повысить свои шансы на выживание при крушении самолета. Но для особо боязливых летать, вот ещё несколько правил, следуя которым, можно с большей вероятностью выжить в авиакатастрофе.

1. Продумайте дорожный костюм

Отправляясь в путешествие, выбирайте одежду так, чтобы в ней вам было максимально удобно в случае возникновения экстренной ситуации. Вот, что советует Синтия Корбетт, сотрудник Федерального Управления Гражданской Авиации США (прим.автора: ФАА, Federal Aviation Administration, FAA):

Представьте, что выбегаете из горящего самолёта. Например, не стоит надевать туфли на высоком каблуке или лёгкие шлёпанцы — в них неудобно бегать. Важно, чтобы во время внештатных ситуаций обувь не сваливалась с ваших ног, а открытые поверхности тела были защищены плотной тканью, наподобие джинсовой.

Длинные рукава и штаны могут защитить от осколков и ожогов: по данным экспертов Национального совета по транспортной безопасности (NTSB) 68% жертв приходится на пожары, возникающие после аварий.

2. Выбирайте место в салоне при покупке билета

Согласно исследованиям журнала Popular Mechanics, самые безопасные места располагаются в хвостовой части салона. Проанализировав авиакатастрофы с летальным исходом, произошедшие за последние 40 лет, специалисты приводят такую статистику: в среднем, у сидящих в задней части салона на 40% больше шансов выжить. Также старайтесь расположиться недалеко от аварийного выхода и поближе к проходу между рядами.

Профессор Эд Галеа, специалист по противопожарной безопасности из Гринвичского университета в Англии, выяснил, что выжившие пассажиры обычно сидят в пределах пяти рядов от аварийных выходов:

Во время возникновения экстренной ситуации лучше сидеть ближе к проходу, чем у иллюминатора или посередине.

3. Взлёт и посадка

Эксперты утверждают, что самое опасное время — первые три минуты после взлёта и восемь минут перед посадкой: форс-мажор чаще возникает именно на этих этапах полёта — в это время лучше не снимать обувь и не терять из виду два ближайших аварийных выхода. Ручную кладь расположите под сиденьем сидящего впереди пассажира — она поможет избежать травм, так как не позволит вам проскользнуть под кресло спереди, ведь переломы ног среди жертв авиакатастроф достаточно распространены.

Если крушения или аварийной посадки не избежать, ведите себя спокойно, не поддавайтесь панике. Примите так называемую «позу выживания»: скрестив ладони, положите их на спинку сидения спереди, затем прижмите лоб к ладоням — так больше шансов уцелеть при аварии, если же сиденья спереди нет, наклонитесь вперёд и обнимите руками колени.

Также выньте из карманов все острые и угловатые предметы вроде авторучек и ключей: в экстренных условиях даже обычная расчёска может причинить вред.

4. Правило 90 секунд

Помните, если после падения самолёта вы сможете покинуть салон в течение 90 секунд, шансы спастись значительно увеличиваются: некоторые пассажиры в состоянии паники не способны даже расстегнуть ремень безопасности — их тела потом так и находят, сидящими в креслах.

В интервью WebMD Синтия Корбетт рассказала:

Важно знать, как следует себя вести в экстренных условиях, даже если не поступает никаких указаний со стороны экипажа: бывает такое, что люди просто сидят и ждут, когда им скажут, что надо делать, а ситуация тем временем усугубляется.

В происшествии с рейсом 217 большинства жертв удалось избежать, потому что потерпевшие сумели быстро эвакуироваться из воздушного судна. Джон Хэнсман, профессор Массачусетского технологического института и руководитель работающего при этом университете Международного центра воздушного транспортирования, считает:

Если бы кто-то замешкался, всё могло быть намного хуже.

А Корбетт добавляет:

Не пытайтесь разыскать и собрать свой багаж, на это может уйти драгоценное время.

5. Не опаснее, чем на эскалаторе в метро

Эксперты по транспортной безопасности обнадёживают: согласно статистике NTSB (прим. автора: National Transportation Safety Board — Национальный совет по безопасности на транспорте), лишь один из 1,2 млн коммерческих рейсов попадает в аварию. Экипажи воздушных судов тщательно отрабатывают меры по предотвращению различных экстренных ситуаций, создаются новые безопасные нетоксичные материалы и более совершенные противопожарные системы крылатых машин.

Шанс погибнуть в авиакатастрофе составляет 1 к 11 000 000, тогда как, например, в автокатастрофе — 1 к 5000, поэтому сейчас для человека гораздо безопаснее летать, чем водить машину.

Джон Хэнсман заявляет:

Находясь на борту авиалайнера, вы рискуете не больше, чем спускаясь в метро на эскалаторе.

Синтия Корбетт, сотрудник Федерального Управления Гражданской Авиации США, подводит итоги:

Я считаю, что путешествия по воздуху — самый безопасный способ передвижения. Но во время полёта мы не должны забывать о технике безопасности и правилах поведения на борту. Не бойтесь летать, просто чётко следуйте инструкции.

Adblock detector