Схема генератора иж ода 2126

Время чтения: 12 мин.

На автомобиле с двигателем УМПО-331 устанавливается генератор 58.3701. На автомобиле с двигателем ВАЗ-2106 устанавливается генератор 37.3701. Генераторы практически идентичны по конструкции, однако ни в сборе, ни подетально не взаимозаменяемы.

Технические характеристики генератора 58.3701

Номинальное напряжение, В 14
Максимальный ток отдачи. А 52
Частота вращении ротора, при которой напряжение генератора достигает 13 В, мин -1 :
без нагрузки
при токе нагрузки 32 А
при токе нагрузки 52 А
1400
2400
5000
Максимальная частота вращения ротора, мин -1 12300

Технические характеристики генератора 37.37О1

Номинальное напряжение. В 14
Максимальный ток отдачи (при 13 В и 5000 мин -1 ). А 47
Частота вращения ротора, при которой напряжение генератора достигает 13 В, мин -1 :
без нагрузки
при токе нагрузки 35 А
1250
2400
Максимальная частота вращения ротора, мин -1 13000

Генератор — трехфазная синхронная электрическая машина переменного тока с электромагнитным возбуждением, с встроенным выпрямителем на кремниевых диодах и электронным регулятором напряжения. Ротор генератора приводится во вращение клиновым ремнем от шкива коленчатого вала двигателя.

Генератор 58.3701 (продольный разрез): 1 — передняя крышка: 2 — крыльчатка; 3 — шкив; 4 — гайка шкива; 5 — шпонка; 6 — передний подшипник; 7 — шайба; 8 — полюс ротора; 9 — статор; 10 — обмотка возбуждения ротора; 11 — регулятор напряжения; 12 — болт крепления корпуса регулятора напряжения и щеточного узла; 13 — корпус регулятора напряжения и щеточного узла; 14 — щетки; 15 — задний подшипник; 16 — крышка заднего подшипника; 17 — контактные кольца; 18 — выпрямительный блок; 19 — задняя крышка.

Схема соединений генератора 58.3701: 1 — аккумуляторная батарея, 2 — генератор; 3 — монтажный блок; 4 — выключатель зажигания; 5 — комбинация приборов; 6 — вольтметр.

Устройство генератора 58.3701: 1 — гайка шкива; 2 — шайба; 3 — шкив; 4 — крыльчатка; 5 — передняя крышка, 6, 8 — дистанционные втулки; 7-передний подшипник; 9 — шайба; 10 — шпонка; 11 — вал ротора; 12 — ротор; 13 — контактные кольца; 14 — обмотка статора; 15 — статор; 16 — изоляционная втулка диода выпрямительного блока; 17 — пластина выпрямительного блока; 18 — щеточный узел; 19 — щетки; 20 — корпус регулятора напряжения и щеточного узла; 21 — задний подшипник; 22 — крышка заднего подшипника.

Генератор 37.3701 : 1 — поджимная втулка; 2 — втулка; 3 — буферная втулка; 4 — задняя крышка; 5 — винт крепления выпрямительного блока; 6 — выпрямительный блок; 7 — вентиль; 8 — конденсатор; 9 — задний подшипник; 10 — контактные кольца; 11 — вал ротора; 12 — щетка; 13 — вывод "30"; 14-8ывод «61»; 15- щеткодержатель; 16-вывод «В» регулятора напряжения; 17 — регулятор напряжения; 18 — шпилька крепления; 19 — крыльчатка, 20 — шкив; 21 — пластины; 22 — кольцо; 23 — передний подшипник; 24 — обмотка ротора: 25 — ротор; 26 — обмотка статора; 27 — статор; 28 — передняя крышка.

Статор и крышки генератора стянуты четырьмя болтами у генератора 37.3701 и четырьмя винтами у генератора 58.3701. Вал ротора вращается в двух шариковых подшипниках, смазка в которые заложена на весь срок службы генератора.

В статоре генератора расположена трехфазная обмотка, соединенная по схеме «звезда» (выводы фазных обмоток имеют общую точку). Вторые концы фазных обмоток соединены с выпрямительным мостом, состоящим из шести кремниевых диодов (вентилей) — трех положительных и трех отрицательных. Вентили запрессованы в две подковообразные алюминиевые пластины-держатели в соответствии с полярностью (положительные и отрицательные — на разных пластинах). На пластине положительных диодов генератора 37.3701 закреплены также три дополнительных диода, через которые запитывается обмотка возбуждения генератора после пуска двигателя. Пластины объединены в выпрямительный блок, закрепленный на задней крышке генератора. (В конструкции генератора 58.3701 дополнительные диоды не применяются.)

Обмотка возбуждения расположена на роторе генератора, ее выводы припаяны кдвум медным контактным кольцам. Питание к обмотке возбуждения подводится через лве угольные щетки. Щеткодержатель объединен с регулятором напряжения и закреплен на задней крышке генератора. Щеткодержатель и регулятор напряжения генератора 58.3701 при необходимости заменяются раздельно. У генератора 37.3701 этот узел — неразборный, при выходе из строя его заменяют.

Читайте также:  Блок предохранителей kia ceed

Для защиты бортовой сети от скачков напряжения при работе системы зажигания и снижения помех радиоприему между выводами положительных и отрицательных вентилей (между «+» и «массой» генератора) подключен конденсатор емкостью 2,2 мкФ ± 20%, расположенный на задней крышке генераторов обеих моделей.

Схема соединений генератора 37.3701: 1 — аккумуляторная батарея; 2 — генератор; 3 — монтажный блок; 4 — выключатель зажигания; 5 — комбинация приборов; 6 — вольтметр.

«Минусовый» провод аккумуляторной батареи всегда должен подключаться к «массе» автомобиля, а «плюсовый» — к выводу «30» генератора 37.3701 (выводу «+» генератора 58.3701). Обратное подключение ведет к пробою вентилей генератора.

При работе генератора не рекомендуется отсоединять аккумуляторную батарею. Возникающие при этом броски напряжения в бортовой сети автомобиля могут повредить электронные компоненты схемы генератора.

Вентили генератора, как и другие устройства в бортовой сети автомобиля, при подключенном генераторе следует проверять под напряжением не выше 14 В. Более высокое напряжение (например, при проверке мегомметром) может вызвать повреждение вентилей. При необходимости проверки изоляции обмоток высоким напряжением генератор следует снять, а выводы обмоток — отсоединить от выпрямительного блока и регулятора напряжении.

« предыдущая страница
19.7. Электродвигатель вентилятора системы охлаждения
^
к оглавлению
следующая страница »
19.8.1. Описание конструкции

Copyright © 2007-2019 Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью их владельцев.

В погоне за напряжением решил заменить генератор на более мощный. И причины думаю понятны — стоковый генератор хоть и исправный, выдает с включенным ближним светом 13.8, а прочие электро-потребители ещё больше снижают напряжение, что явно не достаточно для подзарядки современного аккумулятора.

Свой выбор остановил на волговском генераторе КЗАТЕ 120А, который по сути является аналогом генератора приора люкс 115А , но небольшими отличиями: широкий верхний кронштейн и уменьшенный шкив, при этом стоит генератор меньше.

Идея конечно не нова, можно найти множество отчетов об установке генераторов: 2110, шнива, приора и т.д., однако просматривая их, я увидел ошибки которые я не хотел повторять и сделал по своему.

Итак, так как клиновой ремень не обеспечивает достаточной передачи нагрузки, решено устанавливать поликлиновый ремень, который кстати, имеет ещё преимущество — не требует сильной натяжки что существенно продлевает срок службы подшипников генератора и помпы, но для этого необходимо обеспечить достаточный охват шкивов ремнем. Вот здесь у классики проблема, шкив генератора имеет охват не более 100 градусов и если с заводским генератором этого достаточно, хотя и на пределе, то с более мощным генератором несомненно ремень будет проскальзывать.

Я нашел выход из выше описанной проблемной ситуации, установив обводной ролик от шевинивы(калины), для чего подложил под кронштейн генератора металлический уголок. Обрезав в нем лишнее, нарезал резьбу в нужном месте для фиксации ролика.

Схема и принцип действия генератора 584.3701

Генератор 584.3701 ставился на ИЖ «ОДА» с двигателем УЗАМ. Он похож на своего предшественника — москвичевский генератор 58.3701, который ставился на Москвич 2141 с двигателем УЗАМ. Генератор 584 сделан по более продвинутой схеме с дополнительными диодами и требует применения регулятора напряжения Я112В. Схема с дополнительными диодами тоже давно устарела, но речь вообще о последних сохранившихся экземплярах ИЖ "ОДА".

Принцип действия автомобильного генератора

Принцип действия генератора состоит в том, что ЭДС в обмотке генератора возникает при изменении магнитного поля, которое пресекает обмотку.

Магнитное поле создает ротор, в котором есть своя обмотка. Ток в нее подводится через щетки. Этот ток и намагничивает ротор. Одна половинка ротора становится южным полюсом, а вторая северным. Клювы ротора, направленные навстречу друг другу принадлежат соответственно южному и северному полюсу. При вращении ротора смена клювов и создает резкие изменения магнитного поля и в обмотке возникает переменная ЭДС.

Трехфазная обмотка соединена треугольником, в ней действует переменная ЭДС. На выходе генератора должно быть постоянное напряжение для того, чтобы можно было заряжать аккумулятор и питать все электрооборудование которое рассчитано на постоянное напряжение.

Генератор сам не может удерживать выходное напряжение на одном уровне. Его обороты все время меняются и нагрузка (количество включенных приборов) меняется. Генератор рассчитывают так, чтобы он создавал заведомо более высокое напряжение, чем нужно, тогда есть возможность ограничивать напряжение до нужного значения. Эту роль выполняет регулятор напряжения. Он все время включает и выключает ток возбуждения, поддерживая напряжение на выходе генератора на уровне 13,8 — 14, 2 Вольта.

Читайте также:  Газовое оборудование стаг 300

Для генератора 584.3701, применяется регулятор Я112В и его аналоги, регулятор Я112А не подойдет

Возбуждение генератора при запуске двигателя, происходит от аккумулятора. При включении замка зажигания начинает идти ток первоначального возбуждения. Ток возбуждения попадает в ротор через щетки, прижатые к кольцам ротора.

Этот ток проходит через регулятор напряжения Я 112 В. Транзистор регулятора открыт и ток свободно проходит чрез обмотку возбуждения. на массу. Регулятор открыт потому что на точке Б, постоянно действует плюс от аккумулятора.

Путь тока первоначального возбуждения виден на рисунке. От плюса аккумулятора, в блок предохранителей, дальше через замок зажигания снова в блок предохранителей, через 16 предохранитель и ограничительные резисторы, ток проходит в генератор. Через разъем D , ток попадает на плюсовой вывод дополнительного выпрямителя, снова выходит из генератора, и, сразу, попадает на точку В регулятора напряжения, дальше через обмотку возбуждения и регулирующий транзистор, попадает на массу.

Ток специально проводят через ограничительные резисторы в блоке предохранителей, чтобы он был маленький (несколько десятков миллиампер). Такого тока вполне достаточно для первоначального возбуждения.

Когда генератор заработал, ток возбуждения идет уже от самого генератора. В действие вступает дополнительный выпрямитель из трех маленьких диодов. Через этот выпрямитель, отбирается часть тока обмотки статора, которая уходит в ротор.

Цепь, показанная малиновым цветом, замыкается через массу и далее через три нижних диода основного выпрямителя.

Цепь первоначального возбуждения от аккумулятора, через замок зажигания остается замкнутой, но перестает работать, он будет нужна снова при следующем запуске двигателя.

Особенности устройства генератора 584.3701

В диодный мост генератора встроен дополнительный выпрямитель — три маленьких диода. Этот выпрямитель нужен для того, чтобы питать обмотку возбуждения генератора, по цепи не связанной с аккумулятором.

Плюс генератора должен быть подключен к плюсу аккумулятора для того чтобы заряжать аккумулятор и для того чтобы все электрооборудование могло питаться и от аккумулятора и от генератора. Провод, соединяющий аккумулятор и генератор, в данном случае, состоит из множества кусков и контактных соединений, это плохо, потому что со временем на них увеличивается падение напряжения и аккумулятор получает неполное напряжение генератора. Получается, что на выходе генератора 14 Вольт, а на аккумуляторе только 13. Если не полениться, можно соединить выход генератора и плюс аккумулятора напрямую дополнительным проводом.

Зачем дополнительный диоды? Ведь можно питать обмотку возбуждения от основного выхода генератора, как это сделано в предшественнике — генераторе 58.3701. Там получится действительно проще, но цепь возбуждения проходит по внешним цепям и через замок зажигания. Если сделать доп диоды, то можно проводить ток возбуждения прямо внутри генератора, не выходя во внешние цепи.

Только для первоначального возбуждения используется аккумулятор и внешняя цепь через замок зажигания.

Через включенный замок зажигания ток аккумулятора все равно пойдет если двигатель не завелся, но он специально делается очень маленьким с помощью ограничительных резисторов в блоке предохранителей. Маленький ток, ограниченный резисторами, вполне достаточен для первоначального возбуждения генератора, а в случае если замок включен, а двигатель не заработал, этот ток не страшен аккумулятору и быстро разрядить его не может.

В схемах других автомобилей — ровесниках Оды, ток первоначального возбуждения ограничивается лампочкой в панели приборов. Эта лампочка очень полезная. При включении зажигания она горит и тем самым сообщает, что генератор готов к работе. Когда генератор заработает, то лампочка гаснет, сообщая, что все в порядке — генератор работает. Если лампочка не погасла или загорелась на ходу, то она сообщает, что генератор не работает и надо срочно ехать на ремонт, пока аккумулятор еще поддерживает работу двигателя.

Работу генератора 584 контролируют по показаниям вольтметра. Стрелка вольтметра, должна быть в правой части шкалы, в зеленом секторе.

На автомобиле с жигулевским двигателем, другой генератор 372.3701, который ставится на ВАЗ 2107 и ВАЗ 2108-09. Там все как жигулях и есть лампочка в панели приборов.

Подключение генератора 584.3771 на ИЖ "ОДА"

Провод, который идет от замка зажигания через блок предохранителей на точку D , нужен для первоначального возбуждения, а зачем еще один тонкий провод? На прежней схеме, генератором 58. 3701, был только один тонкий провод, который вставлялся в регулятор напряжения на генераторе. Для 584 го генератора остается такой же провод, только он имеет другое назначение, он приводит на регулятор напряжения информацию о том, какое напряжение действует в цепи (такой вход называют В или S) . Относительно этого напряжения регулятор и поддерживает нужное напряжение. Если напряжение на В ниже, чем нужно, регулятор повышает напряжение на выходе генератора, если выше, то понижает. Вход В высокоомный и тока не потребляет.

Читайте также:  Тестер рхх своими руками

Какие могут быть проблемы с генератором

Если перепутать провода D в В, а В в D ,

Генератор вообще не работает

Генератор не держит нагрузку

Вольтметр зашкаливает, напряжение слишком высокое

Шумят подшипники генератора

Генератор вообще не работает.

стрелка вольтметра остается в красной зоне. Аккумулятор разрядился.

Проверьте ремень генератора, он должен быть хорошо натянут. Подтяжка ремня обязательная операция при тех обслуживании.

Если с ремнем все в порядке, то надо проверить состояние проводов, которые подходят к генератору.

На толстом проводе всегда должен быть плюс от аккумулятора, если его нет ищите обрыв цепи.

На желтом проводе, который включен в разъем регулятора тоже должен быть постоянный плюс от аккумулятора.

На фиолетовом проводе, который включен в разъем на генераторе, появляется плюс, при включении зажигания.

Для проверки самого генератора можно подать плюс от аккумулятора на оба входа тонких проводов, в регулятор и в генератор. Если генератор заработает, то надо искать проблему в подводящих проводах. и в блоке предохранителей, например проверить предохранитель 16.

Если генератор на заработал, он неисправен. Попробуйте для начала заменить таблетку регулятора напряжения. Если регулятора в сборе нет, то снимите корпус регулятора и разберите и поменяйте таблетку. Надо ставить не любой похожий, а только Я 112 В или его аналог. На нем должны быть буквы Б В Ш, если стоят буквы В В Ш, то это Я 112 А или его аналог, он не подойдет. Такие же точно на вид регуляторы, Я120, но они на 28 Вольт и их конечно тоже ставить нельзя.

Если генератор вообще не работает, то могут быть следующие причины.

1 Обрыв цепи аккумулятор — генератор

Плохой контакт силового вывода генератора к плюсовой шине диодного моста

Отгорание изоляторов силового вывода генератора и в результате короткое замыкание генератора

Обрыв обмотки ротора

Нет контакта между кольцами и концами обмотки ротора

Сгорание обмотки статора

Замыкание обмотки статора на массу

Отгорание выводов обмотки в месте крепления к диодному мосту

Сгорание двух и более диодов диодного моста

Сгорание регулятора напряжения

Плохие внутренние контакты регулятора напряжения (таблетки) и корпуса регулятора.

Сгорание дополнительных диодов

Износ щеток и обламывание щеток

Полный износ контактных колец на роторе.

Если генератор не держит нагрузку.

Пока все приборы выключены, вольтметр показывает, что генератор работает, при включении приборов напряжение сильно снижается и уходит на красную шкалу.

Плохие контакты силового вывода и диодного моста (есть признаки перегрева

Плохие контакты выводов обмотки и диодного моста (есть признаки перегрева)

Загрязнение контактных колец и щеток

Плохие внутренние контакты регулятора напряжения (таблетки) и корпуса регулятора.

Отгорание одной фазы обмотки статора

Вольтметр зашкаливает, напряжение слишком высокое.

Пробит регулятор напряжения. Поменяйте таблетку Я112 В

Если напряжение значительно выше нормального уровня (14, 2 В)

Межвитковое замыкание обмотки ротора или касание витка обмотки на массу (виток обмотки отрывается центробежной силой).

Шумят подшипники генератора

Надо снимать генератор, разбирать и менять подшипники

Передний большой подшипник 180603, задний маленький 180502

Можно ли поставить старый 58 генератор вместо 584 го. Придется переделать схему. Надо соединить на блоке предохранителей голубой провод который приходит от замка зажигания точка Ш1 3 и желтый провод, который идет на генератор Ш6 13. Провод, который идет на точку D, остаётся просто висеть. Обратная переделка более хлопотная, но надо взять за основу схему включения генератора на ВАЗ 2108 и повторить ее, если нужно, то вставить в панель приборов лампочку.

Adblock detector