Состояние автомобильных дорог в россии

Время чтения: 12 мин.

Строительство новых дорог только на бумаге

По состоянию наших дорог Россию можно приравнять к развивающимся африканским государствам. Наша страна находится на 111 месте по строительству и содержанию автомагистралей. Если сравнивать с европейскими государствами, то у них тратиться от 6 до 12 тысяч евро на ремонт одного километра дорожного полотна. У нас эта цифра составляет меньше 2 тысяч. Поэтому у нас так много мест на дорогах, где постоянно происходят заторы. На сегодняшний момент это 15 тысяч километров, а к следующему году цифра может возрасти до 19,5 тысяч.

Другим немаловажным моментом является отсутствие дорог в малых городах и поселках, которые не могут самостоятельно строить дороги из-за отсутствия денег в муниципальном бюджете. Не лучше обстоят дела и на региональном уровне, здесь на дорожное строительство и ремонт выделяют всего процентов 15 от запланированного. Поэтому денег хватает только на ремонт дорог. Не стоит удивляться тому, что наши дорожные сети соответствуют нормативным требованиям меньше, чем на 30 процентов. И хотя к следующему году этот процент должен увеличиться до 52 процентов, как принято в федеральной целевой программе, сбыться такому прогнозу не суждено.

Кто должен отвечать за российские дороги

Не только денег не хватает нашим дорогам, у них еще нет хозяев, которые бы отвечали за их содержание. Большие проблемы возникают во время ремонтных работ путепроводов между владельцами дорог и путепровода. Хотя все понимают, что от хорошего состояния данного путепровода, зависит дальнейшая эксплуатация главной и второстепенной дорог. Постоянно возникают проблемы, когда необходимо ремонтировать пересечение автомобильной и железной дорог. Таких проблем бы не было, если бы в законодательстве четко прописали все возможные ситуации.

Постоянные изменения, связанные с финансированием автодорог, привели к тому, что развитие дорог практически прекратилось. В последнее время происходит постепенное сокращение всей дорожной сети страны. В какой-то степени этому содействовало начавшееся перераспределение дорог между муниципальными и региональными властями. В итоге, почти половина российских дорог утеряна из-за недостатка денежных средств на содержание и ремонт автодорог, оплату земельного налога, власти просто не ставили на свой баланс дороги. Поэтому в ближайшем будущем нам не придется ездить по хорошим дорогам, которые бы отвечали международным стандартам. Мы не изменяем своим традициям.

Сеть автомобильных дорог — важнейший элемент экономики России. Ее эффективное функционирование и устойчивое развитие являются необходимым условием перехода к экономическому росту, обеспечения целостности и национальной безопасности страны, повышения уровня и улучшения условий жизни населения.

Дорожная сеть страны в настоящее время не в полной мере соответствует политическим, социальным, экономическим потребностям общества. Значительная часть автомобильных дорог на подходах к крупным городам исчерпала свою пропускную способность и работает в режиме перегрузки.

Происходящая децентрализация экономики привела к появлению новых транспортных связей регионов между собой, а также к возникновению зарубежных связей, реализация которых не требует вынужденного, по причине сложившейся конфигурации сети, заезда в крупные города. Конфигурация автодорожной сети во многом несовершенна и имеет ярко выраженную радиальную структуру. Недостаточна возможность выбора альтернативного маршрута проезда, а во многих районах такой возможности практически нет. Это приводит к перепробегам автотранспорта и перегрузке транспортных узлов близ крупных городов.

За последние 20 лет число населенных пунктов сократилось с 200 до 148 тыс., или более чем на четверть. Главная причина — отсутствие подъездных автодорог. С исчезновением населенных пунктов забрасываются или резко теряют продуктивность прилегающие сельхозугодья, что является одной из причин деградации агропромышленного комплекса.

В районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях, занимающих 60% территории, находится лишь 15,5% автодорог. Плотность дорог с твердым покрытием здесь в 15 раз ниже, чем в целом по России.

Низкий технический уровень дорог обусловливает высокий размер транспортной составляющей в себестоимости продукции. При данном техническом состоянии дорожной сети автомобиль расходует почти в 1,5 раза больше горючего, чем в развитых зарубежных странах. Из-за низкого технического уровня, несоответствия параметров автомобильных дорог объемам движения, перегрузки отдельных участков дорог средняя скорость движения по ним составляет 30 км/час, что приводит к увеличению стоимости перевозок на 20–25%. Из-за неудовлетворительной ровности покрытия стоимость перевозок возрастает до 30 –50%.

В плохих дорожных условиях стоимость обслуживания автомобилей возрастает в 2,5–3,4 раза, срок службы автопокрышек сокращается в 1,1–1,8 раза, срок службы автомобиля сокращается на 30%, а его производительность падает более чем в два раза.

Читайте также:  Дороги из солнечных панелей

Из-за бездорожья в сельской местности под колесами автомобилей гибнет до 15% сенокосов и до 5% зерновых.

Неудовлетворительная транспортная доступность части территории и низкое качество автомобильных дорог являются причиной целого ряда негативных социальных последствий, включая:

– сдерживание развития культуры и образования в труднодоступных районах;

– сокращение количества свободного времени за счет увеличения времени пребывания в пути к месту работы, отдыха, торговым центрам и т.д.;

– снижение продуктивности сельскохозяйственного производства и доходов работников, занятых в сельском хозяйстве;

– увеличение вредных выхлопов и шумового воздействия от автомобилей из-за низкого качества автомобильных дорог.

Ежегодно более 2 тыс. человек (из примерно 30 тыс.) погибают и 9 тыс. человек получают ранения в ДТП, которым сопутствовали плохие дорожные условия.

В последнее время развитие дорог осуществлялось в соответствии с программой совершенствования и развития автомобильных дорог РФ «Дороги России» на период 1995–2000 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1994 г. Важность проблемы подтверждена повышением ее статуса в соответствии с указами Президента РФ1 и определен ряд направлений дальнейшего развития дорожной сети.

Несмотря на сказанное, объем финансирования программы всегда составлял меньше требуемого: например, в 2001 г. (в ценах 2001 г.) фактическое финансирование составило 884 млрд р. при планируемой величине 1850 млрд р. (около 48%). Между тем следует признать, что свою главную задачу программа «Дороги России» выполнила, обеспечив наиболее рациональное распределение имеющихся ресурсов в стратегическом плане.

За период реализации президентской программы «Дороги России» в 1995–2000 гг. удалось не только сохранить существующую сеть автомобильных дорог общего пользования, но и приступить к модернизации ряда важнейших магистралей в составе панъевропейских международных транспортных коридоров (Москва–граница Республики Беларусь, Москва–Санкт-Петербург, Москва–Нижний Новгород), связать дорожную сеть на европейской части страны и Урала с сетью дорог Сибири (Омск– Новосибирск), продолжить решение аналогичной задачи по обеспечению автодорожной связи с Дальневосточным регионом путем ускорения строительства автодороги Чита-Хабаровск.

Был введен в эксплуатацию целый ряд крупных дорожных объектов, в том числе участки автомобильных дорог Чита–Хабаровск, Омск– Новосибирск, Красноярск–Иркутск, Алтай–Кузбасс. Реконструированы участки автомобиль-ных дорог Москва–граница Республики Беларусь, Москва–Санкт-Петербург, Москва–Воронеж–Ростов и др. Введены в эксплуатацию крупнейшие мосты: (через реку Амур у г. Хабаровска, через реку Обь у г. Сургута, через реку Волга у г. Саратова, через реку Ока у г. Калуги; через ущелье Чемитоквадже в Краснодарском крае) и многие другие крупнейшие объекты, которые ни в чем не уступают лучшим мировым аналогам.

Впервые за последние 30 лет в стране наметился устойчивый рост протяженности автомобильных дорог общего пользования. Протяженность дорожной сети страны за этот период увеличилась с 519 до 584 тыс. км, в том числе федеральных автомобильных дорог — с 41 до 46,3 тыс. км. За эти годы было построено и реконструировано 33,9 тыс. км дорог, в том числе 18 тыс. км новых дорог, отремонтировано 183,2 тыс. км дорог и 290 км мостов, в сеть дорог общего пользования было принято 47 тыс. км автодорог, находящихся в ведении сельхозпроизводителей. По показателю обеспеченности автодорогами относительно численности населения России среди государств СНГ переместилась с шестого на четвертое место, хотя и продолжает уступать по этому показателю развитым зарубежным странам в три – десять раз.

Около 4 тыс. населенных пунктов, в которых проживает более 5 млн человек, получили постоянную связь с внешним миром по дорогам с твердым покрытием.

Снизилась аварийность на автомобильных дорогах. Общее число ДТП за этот период сократилось на 4,5%, в том числе по причинам сопутствующих дорожных условий — на 6,2%.

Программа «Дороги России» стимулировала развитие целого ряда отраслей промышленности в регионах, содействовала созданию новых рабочих мест и решению социальных проблем, освоению и развитию новых территорий. Кроме дорожных организаций в ее реализации принимали участие предприятия промышленности строительных материалов, дорожного машиностроения, нефтепереработки, транспорта и ряда других отраслей, обеспечивающих поставку и транспортировку продукции для выполнения дорожных работ.

Высокая эффективность дорожных проектов при сроках окупаемости инвестиций три — семь лет для магистральных автодорог и шесть-десять лет для других объектов территориальной дорожной сети свидетельствует об их высокой значимости для экономики регионов и России в целом. За период реализации программы «Дороги России» интегральный мультипликативный эффект, включающий нетранспортный эффект, в различных отраслях экономики и в социальной сфере превысил 400 млрд р.

Читайте также:  Сигнализация с выкидным ключом на ваз

Задача создания дорожной сети, соответствующей перспективному развитию страны, является для России по-прежнему крайне актуальной. Сегодня Дальний Восток, Чукотка, северные районы Якутии, Красноярского края, Томской области и целого ряда других регионов России оторваны от единой дорожной сети страны. Жизнедеятельность огромных территорий страны продолжает обеспечиваться за счет северного завоза грузов, ежегодные расходы на который значительно превышают инвестиции в дорожное строительство в этих регионах. Отсутствие автодорог создает условия для изоляции и оторванности целого ряда территорий страны, снижая обороноспособность государства и создавая угрозу его экономической безопасности и территориальной целостности, что особенно проявляется в регионах, граничащих с Китаем и Финляндией.

В то же время до 20% общей протяженности сети автодорог работает в режиме перегрузки. На подходах к крупным городам протяженность участков, которые (исходя из интенсивности движения) по техническому уровню должны соответствовать многополосным дорогам первой категории, составляет 8 тыс. км при фактической протяженности дорог первой категории 4,3 тыс. км. До 30% общей протяженности этих дорог имеет покрытие, несущая способность которого не соответствует осевым нагрузкам современных транспортных средств.

Сейчас около тысячи городов, по которым следует транзит, вынуждены за свои средства восстанавливать ущерб, наносимый покрытиям дорог, служащим для пропуска транзитного движения.

В течение последних десяти лет количество автомобилей увеличилось с 50 до 120 ед. на тысячу жителей, к 2010 г. оно составит 250–270 ед. на тысячу жителей, что сопоставимо с показателями ряда европейских государств. За последние пять лет интенсивность движения на дорожной сети страны возросла в среднем на 5%, на основных автомагистралях рост интенсивности движения составил 26,2%.

Из-за бурного роста интенсивности движения снижение скоростей до 15–30 км/час, частые заторы на дорогах, особенно на подходах к большим городам, стали обычным явлением. Вместе с тем именно на эти автодороги, протяженность которых составляет менее 10% протяженности дорожной сети страны, приходится до 65% грузооборота автомобильного транспорта страны. Тем не менее, в последние годы на развитие и ремонт этих важнейших для экономики страны автодорог выделялось ежегодно не более 25% средств бюджета дорожных фондов. Поэтому темпы развития основных автодорог, обеспечивающих межрегиональные и международные связи, были недостаточными.

В результате выполнения мероприятий и программных проектов, предусмотренных Подпрограммой модернизации транспортной системы России до 2010 г., будет достигнут прирост сети автомобильных дорог общего пользования к 2010 г. в 1,1 раза (табл. 2.14). Улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог позволит существенно снизить размер транспортной составляющей в себестоимости продукции и цене товаров. Количество ДТП снизится на 10–15%, в том числе по сопутствующим дорожным условиям — на 20–30%. Около 7–8 тыс. сельских населенных пунктов получат постоянную круглогодичную связь с районными центрами и опорной дорожной сетью по дорогам с твердым покрытием.

Основные целевые показатели Подпрограммы модернизации транспортной системы России до 2010 г.

Показатели 2000 2005 2010 1 2 3 4 Протяженность автомобильных дорог общего пользования, тыс. км

670,0 с капитальным типом покрытия 360,6 390,0 428,0 с переходным типом покрытия 171,8 185,0 212,0 Грунтовые 52,0 45,0 30,0 Протяженность федеральных автомобильных дорог, тыс. км

В том числе: 46,3 47,0 50,0 1 2 3 4 с капитальным типом покрытия 42,3 44,0 48,0 с переходным типом покрытия 3,7 2,8 2,0 Грунтовые 0,3 0,2 — Протяженность территориальных автомобильных дорог, тыс. км

620,0 с капитальным типом покрытия 318,3 346,0 380,0 с переходным типом покрытия 168,1 182,2 210,0 грунтовые 51,7 44,8 30,0 Протяженность многополосных автомобильных дорог, тыс. км

В Сибирском регионе главной задачей будет завершение формирования основного транспортного коридора «Восток–Запад». Продолжится строительство дорог в районах нового освоения на севере Иркутской области, Эвенкийском АО и других территориях зоны Севера, будут реконструированы участки дорог на подходах к государственной границе в южной части региона.

Расходы на реализацию программного проекта в период 2002–2010 гг. составят 19 810 млн р. в том числе в период 2002–2005 гг. — 6 980 млн р. (табл. 2.15).

Объемы инвестиций в строительство и модернизацию автомобильных дорог в РФ, млрд р.

Читайте также:  Катушка зажигания тойота карина е 4а фе

Объект инвестиций Объем инвестиций, млрд р. Сибирский округ, всего 265,6 В том числе по источникам финансирования:

134,4 бюджеты субъектов Российской Федерации 131,2 Российская Федерация, всего 1 444,4 В том числе по источникам финансирования:

731,0 бюджеты субъектов Российской Федерации 713,4

Финансирование работ по строительству и реконструкции федеральных автодорог будет осуществляться из средств федерального бюджета. Финансирование работ по строительству и реконструкции территориальных автодорог будет осуществляться как из средств бюджетов субъектов РФ, так и федерального бюджета.

За период 2002–2010 гг. прогнозируемая величина средств, необходимых для финансирования Подпрограммы, составит 2077,9 млрд р.

Иркутская область в структуре РФ выглядит следующим образом:

– 4,4% по занимаемой территории;

– 1,8 % по населению;

– 2,7% по объему промышленной продукции;

– 2,5% по сети автомобильных дорог.

По обеспеченности дорогами с твердым покрытием Иркутская область занимает 4-е место в Восточной Сибири, и 56-е место в России. По уровню развития сети автомобильных дорог Иркутская область в значительной степени отстает от средних показателей РФ и зарубежных стран.

На территории области имеется: один автономный округ, 33 района, 14 городов областного подчинения, восемь городов районного подчинения, 60 городских поселковых администраций, 378 сельских администраций, 1491 сельский населенный пункт. Не имеют автотранспортной связи по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования: один город областного подчинения, пять районных центров, 11 городских поселковых администраций, 580 сельских населенных пунктов. Протяженность автомобильных дорог, проходящих в пределах населенных пунктов, составляет 750 км.

Протяженность общей сети автомобильных дорог Иркутской области составляет около 25 тыс. км, из них автодорог общего пользования — около 60% (из них менее 4% федеральных, остальные территориальные), ведомственных — 40%, в том числе бывшие внутрихозяйственные.

Ведомственные (в том числе внутрихозяйственные) автомобильные дороги построены в свое время за счет средств министерств и ведомств: промышленных, агропромышленных, сельского хозяйства, лесозаготовительных предприятий. Ведомственные автомобильные дороги обеспечивают транспортные связи с населенными пунктами, но большинство из них относится к технологическим дорогам, обеспечивающим транспортные связи различных производств.

Согласно прогнозам ежегодные темпы роста интенсивности движения на автодорогах составят при оптимистическом прогнозе 3–5%, при пессимисти-ческом — 2 –3%.

Техническое состояние большей части дорог по своим параметрам не соответствует возрастающим транспортным требованиям. Основу существующей сети составляют автомобильные дороги IV категории.

Всего на дорогах области эксплуатируется: 959 мостов общей протяженностью 26 242 пог. м, в том числе капитальных сооружений — 413 (43%), деревянных — 546 (57%).

На федеральных дорогах имеется: 11 мостов длиной более 100 п. м (титульных мостов) суммарной протяженностью 1978 п. м, из них восемь — 1500 пог. м с недостаточным габаритом, 13 железнодорожных переездов в одном уровне.

На территориальных дорогах имеется: 24 моста длиной более 100 пог. м (титульных мостов) суммарной протяженностью 2485 пог. м, из них восемь — 717,51 пог. м в аварийном состоянии, три — 714 пог. м с недостаточным габаритом, 11 железнодорожных переездов в одном уровне, четыре паромные переправы.

Оснащение, оборудование зданий и сооружений очень далеки от современных требований, на дорогах недостаточно автовокзалов, автостанций, автобусных остановок, автозаправочных станций, станций технического обслуживания, автомоек, мотелей, кемпингов и площадок отдыха.

Ежегодно на дорогах области совершается более 400 ДТП, в которых погибает до 140 человек, получают ранения до 540 человек, в том числе из-за неудовлетворительных дорожных условий гибнет около 40 человек, а получают ранения — до 130 человек.

Наш сайт использует cookie-файлы для того, чтобы сделать сайт максимально удобным для Вас. Если Вы продолжите пользоваться нашими услугами, мы будем считать, что Вы согласны с использованием cookie-файлов. Правила сайта.

Межрегиональное общественное движение по развитию транспортной системы «Убитые Дороги»

Рейтинг дорог

Это развитие движения «Убитые дороги Пскова» за улучшение состояния дорог, теперь уже не только Пскова, но и всей нашей большой страны. Активисты движения убеждены в необходимости выполнении указа нашего лидера, Президента Путина, об удвоении объемов ремонта и строительства дорог

Adblock detector