Страх вождения после дтп

Время чтения: 19 мин.

СТРЕСС И СТРАХ ПОСЛЕ ДТП – КАК ИХ ПРЕОДОЛЕТЬ

Вообще-то за сорок лет водительской жизни в аварии я попадал раз десять. И по своей вине, и не по своей. Чем старше становился, тем спокойнее ездил, и тем чаще не я бил – меня били.

Первая моя авария стоит того, чтобы о ней рассказать. Работал я испытателем на АЗЛК. В конце рабочего дня, если на улице была грязь, приходилось заезжать в гараж через мойку. А заезд был непростой – с поворота, да прямо с вывернутым рулем, на железную эстакаду. Но испытатели есть испытатели – лихо, чуть ли не с пробуксовкой, взлетали на эти два швеллера и вставали как вкопанные.

А я однажды промахнулся. Колеса слетают со стальных направляющих – удар, скрежет – мой «Москвич» бьется о железо брюхом. Позорище. Ну, коллеги налетели, с десяток человек, машину руками подняли, на колеса поставили, ничего страшного не случилось. Ну, поржали надо мной вволю.

А я после этого случая неделю боялся на эту эстакаду заезжать – со смены приеду, машину перед мойкой поставлю и ключи даю кому-нибудь, чтобы он заехал, а у самого аж руки дрожат – ну не могу, хоть убей!

Но долго так продолжаться не могло – испытатель же! И я однажды задержался после работы, дождался, когда все уйдут из гаража, и медленно, без пробуксовки, въезжаю и съезжаю, въезжаю и съезжаю, все быстрее и увереннее, увереннее и быстрее – все! Страх прошел.

А последнее ДТП до сих пор меня преследует. До сих пор я слышу тот удар и помню тот ужас – и не важно, что ты не виноват, что идиотов на дороге хватает, что невозможно за всеми уследить – возможно! Я знаю, что второй раз уже в такую ситуацию не попаду, и я хорошо понимаю девушку под ником Лаки с форума моего сайта «Автоликбез», которой разбили машину, когда она ехала на зеленый. Она пишет: «Я теперь как-то меньше доверяю зеленому свету на светофоре как гаранту моего беспрепятственного проезда через перекресток».

И действительно, замечено не мной, тот, с кем случилась авария, второй раз, как правило, в такую же ситуацию не попадает. И это значит, что водитель может и обязан учиться на чужих ошибках. Но, к сожалению, далеко не у всех это получается.

И еще – есть послеаварийный шок, а есть послеаварийный страх. Как каждый поведет себя в шоковом состоянии, не знает даже он сам. На форуме «Автоликбеза» Даниил рассказал, как он летел сто двадцать на желтый, а на «красно-желтый» – его выражение – летел «такой же глупый человек» – опять же его выражение. Так вот Даниил справедливо считает, что страх наступает уже после ДТП, а в начале – шок. И у него страх возник позже. Когда он стал задумываться о том, что могло бы быть! В его голове стали прорисовываться такие картины, что Даниил от них до сих пор отделаться не может, а прошло уже четыре года. И этот страх пусть будет. Он необходим как бы в противовес самоуверенности и бездумности, которые порой возникают в процессе движения.

Даниил еще очень кстати вспоминает один фантастический рассказ. Там при получении прав с помощью гипноза человеку моделировали ситуацию страшной аварии, в которой гибнут все, кроме него. И если он отказывался от вождения, ему разрешали получить права, а если, придя в себя, он требовал свои права, то не видел их никогда!

Страх – один из главных сдерживающих от дури и лихости факторов!

Ну а у Даниила лекарство после стрессовой ситуации, закончившейся благополучно, – это расслабляющая (релаксирующая) музыка, скорость не более шестидесяти и правый ряд.

Но все люди разные, и страхи у них разные. Немало случаев, когда послеаварийный страх, особенно новичкам, так и не удается преодолеть. Вот что пишет Лена:

«Каждый раз, когда я еду по этой трассе, какой-то холодок вновь поселяется где-то там в районе поджелудочной железы, и пока я не доеду до родительского дома, он меня не покидает. И это на протяжении пяти лет. Удивительно, но муж прекрасно ездит на машине – на пассажирском кресле, а я не могу! Я просто не могу сидеть на переднем пассажирском кресле, не могу видеть дорогу через лобовое стекло. Я буду заниматься чем угодно: разговаривать с ребенком, читать, писать эсэмэски, но на заднем сиденье. Сама за рулем я больше не езжу, это табу. Я даже не поехала потом в Переславль возвращать свои документы, просто они мне больше не нужны, никогда!»

В такой, очень серьезной ситуации надо обращаться к специалистам. Таким, например, как ведущий специалист Центра прикладных антистрессовых технологий Елена Савичева.

«Наши мероприятия как раз направлены на то, чтобы травма не закрепилась психически и не начала влиять на последующие формы отношений с дорогой, с самим собой и окружающими. Для этого мы, конечно, достаточно хорошо и долго выслушиваем ту форму страданий, которую человек в себе носит. Обычно это какие-то воспоминания из ДТП, и это какие-то очень сильные эмоции, которые начинают буквально разрушать жизнь человека. Дальше нам необходимо восстановить позитивное мышление, потому что пострадавший может разувериться в будущем, он начинает бояться строить планы, постоянно в уме проигрывая травмирующие ситуации. Позитивное мышление мы обычно восстанавливаем через объяснение того, что трудности в жизни и аварии в общем-то достаточно закономерны, но это не означает невозможность воплощения наших желаний!»

Чем больше у водителя опыт, стаж, тем проще преодолеть ему послеаварийный стресс. Поэтому особенно трудно новичкам за рулем. Есть и другой способ вернуться за руль, мне он кажется надежнее, о нем рассказывает Алексей Коллонтай, руководитель центра контраварийной подготовки.

«Чем отличается проблема водителя-новичка, который только закончил автошколу и попал в такую ситуацию? Обычно такой водитель во всем винит только самого себя и чаще всего пытается отказаться от управления автомобилем. Для того чтобы вывести человека из подобной ситуации, мы применяем такой метод (психологи называют его шоковой терапией): на тренажере моделируем подобные ситуации, а потом создаем и более сложные ситуации при управлении автомобилем – метод последовательного усложнения. Человек раз за разом преодолевает их. И таким образом у человека появляется вновь ощущение автомобиля, он способен вновь вернуться за руль».

Читайте также:  Аккумулятор для лада гранта лифтбек

Удачи вам, друзья, на дорогах страны и жизни, запаса вам тормозного пути и никаких стрессовых ситуаций!

Автомобиль — не только транспортное средство, но и источник повышенной опасности. Об этом нельзя забывать. Даже идеальное собственное вождение не застрахует от встречи с «неадекватом» на дороге, и непредвиденных обстоятельств.

А дальше — как повезёт, от погнутого железа до лёгкой нервозности при следующих поездках. До панических атак и физической невозможности эти самые «следующие поездки» совершить.

Популярный белорусский портал проводил опрос среди читателей о страхе после ДТП.

Результаты неутешительны: каждый четвёртый попавший в аварию водитель сразу после инцидента испытывает сложные чувства, садясь за руль, каждый третий навсегда запоминает тяжелые ДТП, а 3% ответивших до сих пор не могут побороть страхи и вернуться к вождению.

Действительно, прогноз ситуации зависит от многих обстоятельств. Что именно произошло, какова была ответственность водителя (или он стал жертвой обстоятельств), какие наступили последствия.

  • Есть водители, которые нормально реагируют на «притирку» в городе, и не могут ездить ночами с прежней скоростью после встречи с лосём.
  • Есть те, кто после неприятных инцидентов серьёзно пересматривают свою манеру вождения и перестают, например, ездить по крайней левой МКАД на верхнем лимите скорости после того, как машину раскрутило в отбойник.
  • А есть новички, которые попадают в аварию буквально на самом старте своей водительской «карьеры» — и решают, что это не для них, не в силах побороть помимо ежедневного стресса при обучении вождению ещё и страх повторения ситуации с ДТП.

Что происходит в психике в этот момент, и как это побороть, чтобы снова сесть за руль? Давайте разберёмся.

С чем сталкиваются водители после ДТП

Постравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — то понятие в медицине, которое объясняет, что происходит с водителем после аварии. Особенно, если она была достаточно серьёзной или у человека есть предрасположенность долго переживать события, «зацикливаться», преувеличивать масштаб происходящего.

Пример ПТСР, не связанный с вождением — «афганский синдром», который переживают бывшие участники военных действий. Или то, что переживают люди после того, как сталкиваются с ситуацией, которая появляется внезапно (ничто не предвещало), развивается интенсивно, реально угрожает жизни и здоровью и при этом полностью выходит за рамки контроля самого человека (от меня ничего не зависит). Например, террористическая атака, природный катаклизм (землетрясение), грабёж.

В результате, спустя какое-то время после того, как ситуация прекратилась, человек начинает терзаться навязчивыми мыслями о том, что произошло, его мысли и сны наполняются картинами этой ситуации, его вера в безопасность и предсказуемость мира разрушена и он совсем не чувствует в себе силы на что-то влиять. Плюс постоянная фоновая тревога — когда реальных причин нет, но подспудно везде чувствуется угроза жизни и здоровью, своей и близких.

В тяжелых случаях, когда доходит до панических атак (внезапно беспричинно накатывающий ужас, страх смерти с сильно выраженной реакцией тела — учащённым пульсом и т.п.) с ПТСР должны работать психиатры и психотерапевты, лечение включает приём седативных и некоторых других препаратов и психотерапию.

С более лёгкими формами ПТСР и просто страхами после аварии можно попробовать справиться самостоятельно.

Как преодолеть страх

Конечно, оптимальным способом будет признать проблему и отправиться за поиском профессиональной помощи: сходить на консультацию к психологу, взять пару уроков в городе под присмотром инструктора.

Но если возможности ограничены, помогать себе придётся самостоятельно.

Основные моменты:

  • Нельзя после произошедшего бесконечно упрекать себя в произошедшем. Даже если в аварии были виноваты вы, достаточно компенсировать ущерб для пострадавшей стороны и сделать выводы на будущее. Если же вы бесконечно выискиваете, что можно было сделать иначе и корите себя за аварию, это только усугубляет ваш страх вернуться за руль.
  • Без признания того, что страх существует, избавиться от него не выйдет. Страх — это нормальная базовая эмоция, которую испытывают и люди, и животные. Это не стыдно. Но чтобы действительно справиться со страхом вождения после ДТП, нельзя рассказывать окружению браваду, покрываясь втихаря холодным потом при мысли проехать по определённому маршруту, а пойти ему навстречу.
  • Очень важно не делать перерыв в вождении больше суток. Тут как с парашютистами: если при прыжке у них не открывается основной парашют, а только запасной, они исправляют ситуацию и снова выполняют прыжок. Только так можно перебороть страх на уровне тела и поведения — а там и психика подтянется. В противном случае, избегая опасности (поездок), мозг будет блокировать возможность реально справиться с ситуацией, преодолеть её. Вот в этом моменте как раз и вероятно развитие ПТСР.

Как снова сесть за руль

Чтобы преодолеть страх вождения после аварии, важно не только приступить к тренировкам как можно быстрее, но и действовать постепенно, дать себе время.

  • на первом этапе вы просто садитесь в свою машину и наблюдаете, какие чувства у вас это вызывает.

Если чувствуете сильное беспокойство, на грани «хочется сбежать отсюда», выполните дыхательные упражнения. Например, повторите три цикла дыхания, где выдох длиннее вдоха в 2 раза. Поговорите с собой: что вас окружает в машине, на чём вы сфокусированы.

Если очень тяжело, попросите кого-то из близких побыть с вами в этот момент, поддержать вас. В присутствии другого человека тревога отступит. Музыка и радио также помогут расслабиться.

Если ваша машина так сильно пострадала в ДТП, что вы не можете проводить тренировки в ней, не откладывайте их, а найдите другой автомобиль на время (ехать не обязательно, на этом этапе вы вновь привыкаете к ощущению «я за рулём»).

  • второй этап — отработка навыков управления.

Заведите машину. Стоя на места, покрутите рулём, попереключайте передачи, настройте зеркала и кресло под себя. В общем, повторите привычные действия перед поездкой.

Главная задача — не манипулировать с управлением, а прислушиваться к себе, отлавливать малейший дискомфорт и справляться с ним.

Читайте также:  Зимние шины gislaved nord frost 200 отзывы

В этом помогут дыхательные техники, вода, разговор с помощником или собой по принципу «что сейчас происходит, каким будет моё следующее действие».

  • третий этап — планирование поездки, круг почёта по двору

После того, как пребывание в салоне не вызывает негативных эмоций, можно отправляться в первую пробную поездку. Задача такая — спокойно выехать со двора на дорогу общего пользования, проехать немного, вернуться.

При этом весь маршрут нужно построить в голове, прокрутить мысленно все повороты, «постоять» на светофорах и т.п. Выбирать для поездки максимально непопулярное время и пустую дорогу. Оживлённые многополосные проспекты, МКАД, локация, где произошло ДТП — не подходят!

Как только будете готовы тронуться с места, заводите двигатель и сделайте медленный круг по двору, прислушиваясь к себе. Всё хорошо? Можно выезжать. Тревожно, пульс участился, ладони потеют? Не торопитесь, проговорите, что испытываете, сделайте ещё круг. Помните, что вы всегда можете вернуться обратно на парковку. Относитесь к себе бережно, не заставляйте себя.

  • четвёртый этап — выезд на дорогу общего пользования

Очень желательно на данном этапе попросить подстраховки опытного водителя. Если вас накроет паника, он сможет не только успокоить, но и взять управление на себя.

То же самое касается и вашего уровня дискомфорта. Если вы не чувствуете в себе готовности сесть за руль в условиях, когда есть и другие машины, это сопровождается сильной реакцией тела (стучит в висках, бросает в пот, тахикардия и т.п.) — попросите компаньона подменить вас, а сами займите место пассажира, привыкая снова к движению по дороге.

Если ваше состояние позволяет и вы ведёте машину сами, двигайтесь с небольшой скоростью, избегайте сложных участков дороги, пристройтесь за другим автомобилем.

Продолжая шаг за шагом такие тренировки, спустя какое-то время вы вновь сможете выезжать на дороги с оживлённым движением и отказаться от сопровождения помощником.

  • пятый этап — повышение уверенности

Очень благотворно действуют на водителей после ДТП курсы контраварийного вождения. Такие предлагают несколько автошкол в Минске.

Дело даже не только и не столько в практических навыках, которые отрабатываются на этих занятиях, сколько в восстановлении чувства контроля и управления автомобилем.

Ещё несколько советов:

Если какое-то время после аварии вы ездили как обычно, а затем стали ловить себя на необычных ощущениях вроде тревоги — это ваша психотравмирующая ситуация, которая активируется, каждый раз когда вы садитесь за руль или проезжаете мимо «того самого» места. Не игнорируйте проблему, а начните бороться с ней — тренировками в присутствии помощника, занятиями с инструктором по вождению, обращением за психологической помощью.

Если не можете прекратить винить себя за произошедшее, поймите, что вы сделали в тот момент всё, что могли, чтобы предотвратить аварию: ведь вы спасали свою жизнь и жизнь пассажиров, такая мотивация заставила тело работать на инстинктах и принять то решение, которое в тот момент казалось наиболее верным.

Вместо того, чтобы постоянно вызывать в памяти саму аварию и сопутствующие обстоятельства, снова переживая эти эмоции, включите логику. Расскажите об аварии несколько раз подряд, но не эмоционально, а как будто смотрите кино. Нарисуйте схему. Проанализируйте, как развивались события, как будто вы инструктор в автошколе.Выпишите на отдельный лист, над какими навыками управления вам нужно работать, какие ошибки исправлять в своём стиле вождения. В общем, посмотрите на произошедшее как на историю без эмоциональной составляющей.

Не можете заставить себя приступить к тренировкам навыков после ДТП? Подумайте о том, как изменится ваша жизнь в статусе пешехода. Как придётся менять своё расписание, ездить в общественном транспорте и контактировать с людьми, продумывать маршруты с пересадками, отказаться от загородных поездок и путешествий на автомобиле. Наша психика устроена так, чтобы поддерживать статус-кво любой ценой. Вы готовы сознательно уронить свою жизнь в качестве и так дорого заплатить за аварию, без которой ни обходится опыт ни одного водителя? Взвесьте свои страхи и удовольствие и комфорт, который вы получали от вождения раньше — и посмотрите, что пересилит.

  • О том, как справиться с агрессией и сохранить самообладание за рулём, мы писали здесь.

Человек облегчает себе жизнь с помощью автомобиля, который даёт возможность с достаточным комфортом преодолевать большие расстояния, успевать делать много дел. Поэтому люди спешат пройти курсы и получить водительские права. Но всё же многих не оставляют мысли по поводу частых аварий на дорогах, преследуют опасения хамского поведения других водителей или пугает встреча с суровыми сотрудниками ГИБДД. Эти причины вызывают страх, мешающий садиться за руль авто.

Боязнь вождения есть не только у начинающих водителей. Даже у опытных шофёров, которые попали в серьёзное ДТП, может развиться сильный навязчивый страх перед автомобилем. Как же справиться со своими эмоциями и перестать бояться управлять «железным конём»?

Как возникает боязнь вождения?

Боязнь вождения авто у мужчин и женщин возникает почти по одинаковым причинам. Разница лишь в том, что девушки при езде испытывают больше стресса, чем парни. Это связано с тем, что сильный пол более осведомлён о технике: они лучше понимают физическую сторону процессов, происходящих в движущейся машине.

  • Отсутствие знаний технических характеристик машины относится к одной из частых причин появления страха. Когда человек понимает и имеет хотя бы базовые знания о принципах движения автомобиля, ему не так страшно садиться за руль. Поэтому новичкам рекомендуется узнать, как устроена машина, благодаря каким техническим процессам она приводится в движение.
  • Отсутствие опыта у начинающих также приводит к возникновению волнения и ощущению тревоги. Это относится не только к вождению. Каждый человек, изучая что-то новое, может испытывать вполне естественную неуверенность.
  • Опасения действий других, более опытных водителей. Культура поведения участников дорожного движения часто оставляет желать лучшего. Новичкам приходится нелегко, особенно женщинам, которые более чувствительны и эмоциональны. В некоторых ситуациях, услышанные нарекания или неодобрительные слова могут отрицательно сказаться на самооценке.
  • Наличие негативного опыта во время занятий с инструктором, также может стать толчком к развитию страха. Грубое отношение учителя, заключающееся в резких замечаниях, нетактичных обсуждениях с другими ваших ошибок и промахов, нередко приводит даже к психологическим травмам. После подобного «обучения» некоторые так и не решаются потом садиться за руль.
  • При общении с представителями Госавтоинспекции, некоторые водители также ощущают тревогу и страх. Эмоциональное напряжение вырастает даже при обычной проверке документов.
    К одной из самых распространённых причин возникновения негативных эмоций относится опасение попасть в ДТП. Особенно это касается людей, которые когда-то уже побывали в аварии. Отдельные случаи приводят к серьёзным психическим расстройствам у водителей, с которыми возможно справиться только при помощи специалистов.
Читайте также:  Что означают иконки на брелке старлайн

Как побороть страх девушке?

Страх перед вождением автомобиля испытывают до 90% всех новичков, в большинстве случае это женщины. Причиной тому становится стереотип, что управление автомобилем — мужской удел.
Чтобы избавиться от тревожности, преодолеть страх сесть в автомобильное кресло и ездить на машине в городе, женщинам рекомендуется действовать по следующей схеме:

  • Повесить на стекло знак «чайника». Другие водители будут понимать, что за рулём едет начинающий водитель, к которому нужно проявить снисходительность.
  • Начинать водить нужно постепенно. Для начала хватит пары километров в малоактивном месте рано по утрам. Отличный вариант — частный сектор или загородные дороги. Сложность постепенно нужно повышать, выезжая на главные городские магистрали. Только затем уверенно устремляемся в пробки в часы пик и преодолеваем большие дистанции по пригородным трассам. Торопиться не стоит, но делать это нужно регулярно. Через практику приходит опыт, который вытесняет тревогу. Страх водить машину уйдёт.
  • Научиться взаимодействию с авто. Чтобы почувствовать технику, найдите малолюдное место, пустырь, и попрактикуйтесь: резкий старт, резкий тормоз, разворот. Ощутите вес автомобиля, его габариты.

Как справиться с автофобией после ДТП?

Первое, что необходимо сделать — обратиться за помощью к психологу. Специалист может потребоваться в том случае, если авария сопровождается серьёзными последствиями: тяжёлыми травмами водителя, пассажиров или пешеходов. Психолог проработает возникшую проблему, снимет блоки, поможет удалить страх вождения. Но стоит понимать, что первый подход к машине всё же будет сопровождаться волнением.

Чтобы побороть страх вождения автомобиля после ДТП женщине, следуйте по такой схеме из психологии:

  • Просто подойдите к машине, постойте рядом с ней или сделайте уборку в салоне. В следующий подход займите место на водительском сиденье, повспоминайте радостные поездки.
  • Только после привыкания можно переходить к езде. Начинайте с нескольких метров, постепенно увеличивая расстояния.
  • Небольшую поездку, например в магазин, можно разбить на несколько шагов, и делать по одному каждый день.

Чтобы избавиться от паники, необходимо действовать. Каждый день делать хотя бы один маленький шаг.

Небольшое волнение и желание избавиться от него могут оставаться ещё небольшой промежуток времени. Это нормально. Наличие печального опыта и опасения делают водителя внимательным и более ответственным. Пусть и печальный, но это опыт, который даёт понимание, что на дороге лучше уступить, чем упорно доказывать свою правоту.

Навык вождения автомобиля зависит от регулярных тренировок. В случае, когда вы боитесь, но всё же хотите, нужно просто действовать! При длительных перерывах в роли водителя знания утрачивают свою актуальность, а навык теряется, преодолеть страх становится сложнее, особенно женщине.

Советы психолога для тех, кто хочет победить свою фобию

Тем, кому страшно садиться за руль автомобиля, рекомендуется пользоваться следующими способами снижения тревоги:

Изучите маршрут. Продумайте заранее дорогу. Современная техника позволяет это сделать. На GPS навигаторе путь прокладывается в пару кликов. Определите сложные участки — развороты, оживлённые перекрёстки. Знанием вы подготавливаете себя к возможному стрессу. Также можно попросить знакомого, чтобы он вас прокатил по будущему маршруту, по тем самым стрессовым участкам. Страх и тревога уменьшатся.

Освойте технику контраварийного вождения. Получение навыков контраварийного вождения очень полезное занятие для тех, кто избегает авто из-за опасений попасть в ДТП. Уроки также станут хорошей помощью людям, испытывающим страх после произошедшей аварии. Это не просто улучшит технику вождения, но и укрепит вашу уверенность.

Найдите себе попутчика. Начинать можно с просьбы к знакомому о сопровождении и моральной поддержке. Не берите с собой попутчика-судью или любителя поучать. Поездка может закончится значительным снижением самоуверенности. Обратитесь лучше к терпеливому, снисходительному человеку, который сквозь пальцы посмотрит на ваши небольшие косяки. А ещё разумнее взять в пассажиры того, кто вообще никогда не открывал правил дорожного движения. Он не сможет вам давать ненужные «ценные» советы.

Для собственной уверенности возите с собой справочную литературу/телефоны сервисов/ шиномонтажа/эвакуаторов/полицейских отделов. Положите в салон последнее издание правил дорожного движения. Лучше, если это будет бумажная версия. Так вы будете увереннее в себе и в глазах инспектора ГИБДД. Достать подобную литературу не составит труда — в любом книжном или в интернет-магазине.

Оценивайте ситуацию реально. Не стоит ставить перед собой невыполнимые задачи. Если страх вызвал паническое состояние, необходимо просто остановиться. Пусть даже в неположенном месте. Только не забудьте включить знак аварийной сигнализации! Опустите стекло, подышите свежим воздухом, включите приятную музыку. Просто расслабьтесь. Когда станет легче, продолжите движение.

Мыслите позитивно. Планируя поездку, создайте позитивный настрой:

  • серия любимого сериала поднимет настроение;
  • визуализируйте, это полезно. Представьте свою поездку без негативных происшествий: довольное лицо ГИБДД-шника, желающего счастливого пути, спокойная дорожная обстановка, в которой вы легко передвигаетесь, перестраиваетесь, пропускаете пешеходов. Мысленно припаркуйтесь у магазина, а потом без проблем вернитесь домой. Настроившись на позитив, вы сможете почувствовать за рулём уверенность и спокойствие.
  • аутотренинг также сможет создать положительный настрой. Повторяйте себе: я — профи, мы с машиной уже сроднились.

Позитивный настрой поможет справиться со стрессом

Можно ли избавиться от страха без лечения?

Для начала уточним, что фобия не является синонимом боязни. Бояться — значит просто ощущать внутреннюю неуверенность в своих силах, неправильно настроиться. Фобия — более серьёзная вещь, доставляющая неприятности. Это невротическое состояние, вызванное некой стрессовой ситуацией в прошлом. Оно может развиться даже у опытного водителя, пережившего серьёзную аварию.

Особенно эффективными методами являются проработка и гипноз. Пациенту предлагается словами описать свой страх в устной или письменной форме. Человек таким способом может глубоко прочувствовать свой страх, а затем преодолеть его. Чтобы освободиться от фобии, листок нужно разорвать на части. Пациент как бы символически освобождается от гнетущих его эмоций. Проработку также сочетают с гипнотическим внушением, которое содержит установки на уверенную езду за рулём автомобиля.

Adblock detector