Страховку можно не возить

Время чтения: 7 мин.

17 апреля 2019 года Госдумой РФ были приняты новые реформы к закону об ОСАГО. Изменения ввели в третьем окончательном чтении поправки Минфина.

Новый закон уравнивает электронные и печатные страховые полисы. Теперь к каждому оформленному договору ОСАГО будет присваиваться свой уникальный номер. Это делается с целью идентификации страховщика и подтверждения достоверности полиса.

Если говорить просто и коротко, то теперь полис ОСАГО не обязательно возить с собой. Не имеет значения, как был оформлен полис — в режиме онлайн или в страховой компании на официально заверенном документе. Оба варианта можно просто оставить дома.

Ранее же автовладелец обязан был иметь при себе бланк полиса (самостоятельно распечатанного или выданного в страховой конторе).

В случае, если водитель ненароком забыл бланк, пришлось бы платить штраф в размере 500 рублей.
Но время идет вперед, теперь все намного проще. Водителю достаточно всего лишь озвучить свой идентификационный номер полиса, либо же просто показать его фото с экрана телефона, чтобы подлинность смогли пробить по базе данных.

Но есть небольшая сложность. Под закон попадают только те полисы, которые были оформлены после вступления закона в действие, а это значит, 180 дней после официальной публикации.

О чем стоит помнить водителю при оформлении? Конечно же, о бдительности. Не нужно её терять.
«Мошенники никуда с рынка не уходят. Они могут создать сайты-клоны крупных страховых компаний, что, в принципе, зачастую бывает, и обманывать, высылая фейковые полисы», — предупреждает автоюрист Дмитрий Славнов.

Для того, чтобы не стать жертвой мошенников, юрист настоятельно рекомендует покупать полисы исключительно на официальных сайтах крупных страховых компаний.

Не менее важный вопрос: что же делать с действующими полисами, можно ли их так же не возить с собой? Пока точного ответа нет. Страховщики не уверены, есть ли шанс присвоить идентификационный номер полису ОСАГО, оформленному до принятия закона.

Директор управления методологии страхования Российского союза автостраховщиков (РСА) Михаил Порватов убежден, что на сегодняшний день данная тема требует детального изучения.

Читайте также:  Почему горят ходовые огни

Нередко владельцы автомобилей сталкиваются с вопросом, нужно ли возить полис ОСАГО с собой? Законодательство устанавливает четкие требования к наличию страхового полиса, однако на практике ситуация неоднозначна. Чтобы разобраться в таком требовании следует детально рассмотреть регламент законов.

По п. 2.1.1 ПДД в 2018 году каждый владелец транспортного средства при управлении им обязан при себе иметь перечень документов, в т.ч. и страховой полис ОСАГО. Нарушение этого правила может привести к наложению административного штрафа. С другой стороны, у сотрудников ГИБДД есть возможность проверить действительность и подлинность страхового договора по единой базе. Главное управление МВД также рекомендует своим сотрудникам обращаться к единой базе для проверки полиса ОСАГО вместо проверки у водителя. По этой причине у автовладельцев вопрос необходимости иметь при себе полис ОСАГО остается открытым.

Практическая ситуация

Когда сотрудники Госавтоинспекции останавливают автомобилиста для проверки документов, часто не требуют предъявления полиса ОСАГО, т.к. могут самостоятельно проверить страховой договор и срок его действия. Но иногда происходит ситуация, когда владелец машины забывает страховой полис. В этой ситуации сотрудник ДПС может выписать штраф в размере до 500 рублей.

Причина такого противоречия достаточно проста. Несмотря на то, что у дежурного экипажа ДПС есть возможность проверить страховой договор и подлинность полиса ОСАГО, автовладелец обязан при себе иметь этот документ и предъявить при требовании, что регламентирует упомянутый выше п. 2.1.1 ПДД. Любое нарушение одного из его требований предусматривает административный штраф.

В какой форме можно предъявлять полис ОСАГО

Правила ПДД не указывают, в какой именно форме хранить и предъявлять сотрудникам ДПС полис ОСАГО. Вопрос усложняется тем, что многие граждане заключают страховой договор удаленно через интернет и получают его в электронном виде.

Более подробную расшифровку требования п.2.1.1 ПДД о хранении и предъявлении сотрудникам Госавтоинспекции полиса ОСАГО можно узнать на сайте РСА www.autoins.ru. В ней утверждается, что хранить и предъявлять для проверки полис ОСАГО необходимо в бумажном виде.

Следовательно, электронный бланк потребуется распечатать на принтере. Готовый бумажный эквивалент документа должен отражать четкую информацию оригинала, а внесенные сведения должны быть легко различимы.

Читайте также:  Дороги из солнечных панелей

Если водитель не является владельцем эксплуатируемого автомобиля, электронный полис автовладельца не является надлежащим. Он также обязан заключить отдельный договор по ОСАГО на весь период эксплуатации ТС. В противном случае инспектор ГИБДД вправе наложить двойной штраф:

  • на автовладельца за передачу и разрешение управления транспортным средством лицу, не имеющему полиса ОСАГО;
  • на водителя за отсутствие (непредставление) страхового договора.

Что грозит за отсутствие при себе полиса ОСАГО

Как уже выше упомянуто, водителю грозит штраф за отсутствие страхового полиса. Если при проверке документов водитель транспортного средства не может предоставить полис ОСАГО, равно как и другой обязательный для предъявления документ, он несет административную ответственность. В этом случае сотрудник ДПС руководствуется ч.2 ст.12.3 КоАП РФ, которая предусматривает ряд наказаний за отсутствие обязательного документа.

Штраф за отсутствие полиса ОСАГО начисляется на владельца автомобиля независимо от того, кто им управлял на момент нарушения ПДД (за исключением случаев угона или аренды ТС).

Советы автовладельцам

Чтобы избежать неприятных ситуаций не только с отсутствием полиса ОСАГО, но и другими сопутствующими факторами, следует придерживаться ряду правил, которые значительно облегчат жизнь на дорогах:

  1. Следует распечатать два экземпляра полиса ОСАГО на случай, если один из них будет утерян. В этой ситуации водителю не потребуется искать притер для повторной распечатки, что может быть важным при отсутствии свободного времени.
  2. Хранить документы следует вместе в отдельной папке и при выходе из машины оставлять при себе. Этим снизится шанс потери полиса ОСАГО и других бумаг в случае проникновения в машину постороннего человека. Может произойти и более неприятная ситуация, когда автомобиль увезут на штрафную стоянку, а водитель не сможет доказать свое владение им по причине нахождения всех документов в бардачке.
  3. Проверку всех обязательных документов, за исключением удостоверяющих личность владельца машины, по п.2.1.1 ПДД могут проводить только сотрудники Госавтоинспекции стационарных постов. Полис ОСАГО не является таковым, поэтому патруль ДПС не имеет права требовать его в другом месте, кроме стационарных постов.

Придерживаясь этих нескольких простых правил можно оградить себя от многих неприятных ситуаций, в том числе и с инспекторами ДПС.

Читайте также:  Фаркоп автос отзывы владельцев

Подводя итоги

У сотрудников ДПС есть возможность получить все сведения об автомобиле, владельце и лице, управляющим им, в т.ч. и полис ОСАГО. Это значительно ускоряет проверку подлинности документов водителя, однако не отменяет требование предоставления для проверки обязательных документов. Единая база не освобождает водителей от обязательств и инспектор Госавтоинспекции при отсутствии документов вправе выписать штраф на законном основании.

На вопрос, нужно ли возить электронный полис ОСАГО с собой, в правовых рамках отвечает единственный закон – пункт 2.1.1 Правил дорожного движения, обязывающий всех водителей на дороге иметь себе и предъявлять для проверки комплект обязательных документов, в т.ч. и страховой полис. Этому правилу следует руководствоваться и при каждой поездке на личном транспорте необходимо брать с собой полис ОСАГО.

Госдума приняла в первом чтении законопроект, уравнивающий в правах электронный полис «автогражданки» и полис на бланке.

Законопроект, который был внесен правительством, предполагает отказ от печати полисов ОСАГО на бланках строгой отчетности, то есть уравнивание их с электронными.

Предполагается, что проверять наличие действующего полиса ОСАГО сотрудники ГИБДД будут с помощью обращений через мобильные устройства к соответствующим базам данных или «любыми иными способами», говорили ранее в Минфине, не объясняя, правда, что это за иные способы.

При этом у желающих иметь бланк полиса останется такая возможность: получить его можно будет в офисе страховой компании.

«Человек может ничего с собой не возить, но если он хочет получить бланк — пожалуйста, это его право», — цитирует ТАСС замминистра финансов Алексея Моисеева.

Впрочем, после принятия поправок МВД должно внести соответствующие изменения в Правила дорожного движения, в которых полис «автогражданки» присутствует в списке документов, которые обязательно должны быть у водителя. Несмотря на широкое распространение е-ОСАГО, в Российском союзе автостраховщиков рекомендуют автовладельцам распечатывать полисы.

  • Накануне Минфин внес проект поправок к Закону об ОСАГО, который поэтапно отменяет ряд коэффициентов.
  • Ранее депутат Госдумы Вячеслав Лысаков обратился к Владимиру Путину с просьбой приостановить реформу ОСАГО.
Adblock detector