Замена маслосъемных колпачков ваз 21099 карбюратор

Время чтения: 16 мин.

Двигатель современного автомобиля – это сложный механизм. Конструктивно его узлы состоят из множества элементов, многие из которых совсем небольшие, но их исправное состояние влияет на работоспособность других деталей и силовой установки в целом Такая важная роль отведена в конструкции мотора и маслосъёмным колпачкам. Невнимательное отношение к мелочам может привести к серьезным неисправностям двигателя, вплоть до полного выхода из строя последнего.

Конструктивно маслосъёмные колпачки – это сальники, не зря их также называют клапанными сальниками. Как и многие детали двигателя, эти элементы изготовлены из специальной резины, устойчивой к бензину и маслу. Но при длительной эксплуатации материал подвергается сильному износу, из-за чего маслосъёмные колпачки начинают пропускать моторное масло в цилиндры. В результате наблюдается так называемый «масложор» или, попросту, повышенный расход масла.

Типы и назначение устройств

Главная задача маслосъёмных колпачков ВАЗ 2109 – создать уплотнение в месте контакта клапанов ГРМ и втулок. Таким образом предотвращается попадание моторного масла в цилиндры (камеры сгорания). Прогресс в области автомобилестроения шагнул далеко вперёд, но некоторые детали до сих пор сильно изнашиваются во время эксплуатации автомобиля. Поэтому такие детали стали называть расходными. К расходникам относятся и маслосъёмные колпачки. Но с лишь с натяжкой, т. к. их местоположение труднодоступное.

Принцип работы маслосъёмных колпачков

Эти детали входят в газораспределительный механизм, так как функционируют в плотном контакте с клапанами, являющимися важной частью ГРМ. Клапаны подразделяются на выпускные и впускные. Их верхняя часть всегда находится в зоне масляного тумана, который создаётся вращением распредвала. Нижняя их часть – в области топливно-воздушной смеси (для клапана впуска) или в области выхлопных газов (для клапанов выпуска). Для исправной работы распредвала ему крайне необходима постоянная смазка, но попадание масла в камеры сгорания негативно сказывается на работе силовой установки.

Когда клапан поднимается или опускается, с его штока каждый раз снимается масло. Такую работу выполняют маслосъёмные колпачки. Эти небольшие детали не дают тарелкам и штокам клапанов закоксовываться.

Нагар появляется при возгорании топливно-воздушной смеси. При этом излишки масла сгорают, что и приводит к закоксованности. Износ двигателя повышается, топливно-воздушная смесь обедняется, и мотор начинает работать нестабильно. Исправное состояние сальников очень важно, и к ним предъявляются серьезные требования по качеству.

Устройство маслосъёмных колпачков

На ВАЗ 2109 используются стандартные клапанные сальники, причем неважно, карбюратор или инжектор применяется для управления впрыском. Конструктивно эти детали изготавливаются из бензо- и маслостойкой резины в виде колпачка. Внутри него находится стальная втулка для армирования и демпферная пружина, которая нужна для прижатия колпачка к штокам клапанных механизмов.

Эффективность работы этих деталей характеризуется не только конструктивными особенностями, но и материалом, который используется в производстве. Более высокий уровень плотности показывают изделия из каучука или вторкаучука. Конкретно на ВАЗ 2109 производитель чаще всего устанавливал колпачки из второпласта без армированной втулки. Уплотнение в таком случае достигалось благодаря широкой площади прижатия кромки клапанного сальника к штоку. Фактически технологии производства этих деталей не влияют на износ. Срок службы маслосъёмных колпачков ВАЗ 2109 может быть таким же, как у Мерседеса премиум-сегмента.

Каждый автомобилист должен знать, какие устройства установлены в двигателе его автомобиля.

Особенно это важно, если замена маслосъёмных колпачков на ВАЗ 2109 будет проводиться самостоятельно. Эта процедура подразумевает разборку силовой установки. Поэтому важно использовать оригинальные комплектующие.

Неисправности маслосъёмных колпачков

Высокое качество материалов не гарантирует вечную работу сальников клапанов, рано или поздно под действием негативных факторов (высокие температуры, агрессивный химический состав масла и т. д.) происходит незначительный износ регулярного характера, который, в конце концов, приводит к тому, что эти детали больше не могут выполнять свои функции в полной мере. Рабочая поверхность резиновая и со временем структура уплотняется, от чего эластичность теряется, начинают появляться трещины. Длительная эксплуатация и воздействие агрессивной среды с высокими температурами не лучшим образом отражается и на демпферной пружине. В конечном итоге все это приводит к тому, что маслосъёмные колпачки перестают эффективно снимать масло со штоков клапанов, и оно попадает в камеры сгорания.

Когда рекомендуется поменять клапанные сальники

Причины

Тонкости

В зависимости от пробега. На практике ресурс маслосъёмных колпачков ВАЗ 2109 с двигателем 8 клапанов редко превышает 100 000 км пробега. После этого эти детали должны меняться, даже если не наблюдается чрезмерного расхода масла. Если автомобиль длительное время не эксплуатировался. Отсутствие функционирования тоже не лучшим образом скажется на состоянии устройств. Бывают случаи, когда замена необходима и при преждевременном уменьшении размеров маслосъёмных колпачков. Это не редкость для комплектующих отечественного производства.

На то, что необходимо менять сальники, указывают некоторые характерные особенности.

Признаки неисправностей

О том, что эти расходные материалы сильно изношены, свидетельствуют следующие факторы:

  • расход масла увеличился;
  • темный нагар на свечах зажигания;
  • появление сизого дыма выхлопных газов (особенно во время холодного пуска и прогрева).
Читайте также:  Дорожные знаки синие квадратные

Появление масложора из-за изношенных маслосъёмных колпачков вполне объяснимо. Ведь моторное масло попадает в камеры сгорания, а не используется по прямому назначению для смазки. В результате сгорания масла с топливом уровень смазки в картере постепенно падает, и автовладельцу приходится постоянно подливать свежее масло.

При сгорании масла выделяются продукты, имеющие синий цвет. Соответственно, в этот же цвет окрашиваются и выхлопные газы. По мере прогрева двигателя масло полностью выгорает, поэтому на горячем двигателе не бывает синего дыма из выхлопной трубы.

Масло, попадающее в камеры цилиндров при сгорании, оседает не только на стенках, поршнях и кольцах, но и на электродах свечей зажигания. Отсюда и чёрный налёт на них.

Причины износа

На холостых оборотах коленвал ВАЗ 2109 вращается со скоростью 800 об/мин, максимальная скорость составляет 4 500–5 000 об/мин. Каждый клапан за отрезок времени одна минуту может совершить от 120 до 1 200 рабочих тактов, т. е. опуститься и подняться. Соответственно, на каждый маслосъёмный колпачок приходится серьезная нагрузка. При этом следует учитывать агрессивную среду, в которой они находятся (высокие температуры, химически агрессивный состав масел, отработанные газы).

По мере эксплуатации каучуковая мягкая часть маслосъёмных колпачков теряет свою первоначальную эластичность. А диаметр рабочих кромок, на которые приходится прижатие, со временем уменьшается. Качество сальников не имеет значения, замена потребуется даже самым хорошим деталям.

Результат работы изношенных маслосъёмных колпачков

При появлении первых признаков износа деталей необходимо незамедлительно диагностировать причины нарушения работы газораспределительного механизма. В том числе проверить состояние клапанных сальников. Опытные автолюбители, знающие устройство двигателя, в курсе способов проверки своими руками. Новичкам же рекомендуется обратиться с этим вопросом к квалифицированным специалистам сервисов по ремонту автомобилей. Эксплуатация силовой установки, где налицо все признаки износа маслосъёмных колпачков, крайне не рекомендуется длительное время.

Последствия эксплуатации двигателя с такими неисправностями бывают не самые приятные:

  • мощность двигателя значительно снижена;
  • нестабильная работа на холостом ходу (глохнет);
  • «плавающие» обороты мотора;
  • снижение компрессии в цилиндрах;
  • закоксованность (нагар на поршнях, свечах зажигания и стенках цилиндров).

Появление характерного нагара – серьезный симптом. Дальнейшая эксплуатация без выявления и устранения причин его появления чревата выходом из строя двигателя и его капитальным (соответственно, дорогостоящим) ремонтом.

Выбор маслосъёмных колпачков

В автомобилях ВАЗ 2109 выбираются сальники, рабочая температура которых в среднем составляет 1 800 градусов. Тогда как материал, из которых они изготовлены, выдерживает не более 1 500 градусов. Из-за такой разницы ресурс расходных деталей резко снижается, однако так было в начале и середине 90-х годов.

Сейчас в продаже имеются улучшенные изделия зарубежного и отечественного производства, а на заводе ВАЗ устанавливают маслосъёмные колпачки, изготовленные на основе фторкаучука. Этот материал себя зарекомендовал с положительной стороны. Традиционно зарубежные бренды характеризуются более высоким качеством. Отечественные аналоги пока им уступают, разве что их цена ниже.

Замена маслосъёмных колпачков ВАЗ 2109

Если из выхлопной трубы начинает дымить синим цветом – серьезный симптом. Но это ещё не значит, что нужно незамедлительно ехать в автосервис и проводить капитальный ремонт двигателя. Каждый автомобилист может заменить маслосъёмные колпачки самостоятельно, для этого не нужны специальные навыки и знания. Более того, можно обойтись без необходимости снимать головку блока цилиндров. Стоимость такой работы несопоставимо ниже капитального ремонта и проводится относительно быстро. Не стоит отдавать за это несколько тысяч (не считая комплектующих) в автосервисе.

Для работы понадобится следующий набор инструментов:

  • торцевые головки с трещоткой;
  • молоток;
  • стержень диаметром 8 мм из мягких металлов;
  • пассатижи;
  • специальное приспособление, так называемый «рассухариватель» клапанов;
  • пинцет;
  • оправка (потребуется для запрессовки сальников клапанов).

Замена осуществляется двумя основными способами, т. е. без снятия головки блока цилиндров и со снятием ГБЦ. Без – выполнить проще и быстрее, оставим способ со снятием на случай капитального ремонта.

Процесс выглядит следующим образом.

  1. Отключить минусовую клемму АКБ, так бортовая сеть автомобиля будет обесточена и не произойдет случайного короткого замыкания.
  2. Снять со свечей зажигания надсвечники высоковольтных проводов и выкрутить свечи из блока.
  3. Установить нейтральную передачу и выставить первый поршень в ВМТ (верхняя мёртвая точка). Сделать это можно ключом на 19, поворачивая шкив распредвала.
  4. Снять ремень газораспределительного механизма, после чего снять шкив распределительного вала (при этом следует запомнить местоположение шпонки и убрать ее в надёжное место, чтобы не потерять).
  5. Демонтируется крышка клапанов путем откручивания болтовых креплений. Под ней находится крышка распредвала. Нужно открутить все имеющиеся детали, после чего распредвал демонтируется вместе с сальником.
  6. Снять кулачки и пружины клапанов. Зафиксировать их нужно так, чтобы потом можно было без проблем закрепить на место.
  7. В отверстие свечного колодца просовывается стержень подходящего диаметра (чтобы клапан не провалился в камеру сгорания).
  8. Воспользовавшись рассухаривателем, демонтировать клапанные пружины, а сухари вытащить пинцетом, чтобы не потерять.
  9. Съёмником демонтировать маслосъёмный колпачок на первом и на следующем клапанах. Новые детали устанавливаются с помощью специальной оправки.
  10. После этого пружины и тарелки клапанов поставить в обратном порядке и повернуть коленчатый вал таким образом, чтобы следующий поршень оказался в верхней мертвой точке. При этом нужно вытащить металлический стержень из первого цилиндра и просунуть в свечной колодец второго.

Снятие старого и монтаж нового маслосъёмного колпачка для следующих клапанов проводится в аналогичном порядке. После замены всех сальников в первом цилиндре поршень должен быть установлен в верхнюю мёртвую точку. Только затем можно собирать в обратном порядке распределительный вал и его составные части в правильном положении. Если нарушить алгоритм сборки, будут сбиты фазы газораспределения.

Читайте также:  Лексус nx300 технические характеристики

Все остальные детали собираются в обратном порядке. После сборки следует подключить минусовую клемму АКБ и произвести пробный запуск двигателя для проверки работоспособности. Если замена сальников и сборка механизма газораспределения проведена правильно, мотор будет работать ровно и без сбоев.

Замену маслосъёмных колпачков рекомендуется проводить не тогда, когда появятся первые признаки износа, а заранее. В идеале нужно их менять немного раньше положенного по регламенту срока, например, не через 100 000 км пробега, а после 80 000 километров.

На первый взгляд, маслосъёмный колпачок — деталь незначительная. Но в случае износа она способна доставить автовладельцу массу неприятностей. О том, что такое маслосъёмный колпачок и как его заменить самостоятельно на двигателе ВАЗ 2109, мы и поговорим в данной статье.

Что такое маслосъёмные колпачки и где они находятся

Эти колпачки находятся непосредственно на клапанах двигателя, в головке блока цилиндров. Другое название этих колпачков — клапанные сальники. Их главная задача — не допустить попадания излишков масла в мотор. Изготавливаются эти колпачки из особой резины. А резина, даже специальная, со временем приходит в негодность и масло начинает попадать прямо в камеру сгорания двигателя. В этом случае стоит поменять эти детали.

Как узнать, что пора менять

Всё просто: если из выхлопной трубы машины идёт густой сизый дым, значит, колпачки пора менять. Как правило, этот дым появляется только при запуске мотора и при его остановке. Но если колпачки изношены очень сильно, густой дым из трубы идёт постоянно.

Однако дым — не единственный признак необходимости срочной замены колпачков. Иногда дыма практически не видно, но расход масла в машине повышается в несколько раз, при этом никаких внешних течей масла (через различные сальники и прокладки) не наблюдается. Всё это тоже говорит о том, что время менять колпачки.

Необходимые инструменты

  • Набор торцовых головок,
  • молоток (средних размеров),
  • пруток из мягкого металла диаметром 8 мм (как вариант — из олова),
  • пинцет медицинский,
  • плоскогубцы,
  • инструмент для снятия сухариков с клапанов,
  • запрессовочная оправка,
  • цанга для снятия колпачков.

Последовательность действий

  1. На цанге есть боёк. По нему нужно точно ударить молотком. Это приведёт к тому, что колпачок сомнётся и его можно будет достать из цанги плоскогубцами.
    Маслосъёмный колпачок извлекается из направляющей втулки с помощью цанги
  2. Как только сухарики извлечены, снимается тарелка клапана и его пружина.
    Когда пружина зафиксирована, сухарики клапана извлекаются с помощью медицинского пинцета
  3. После этого устанавливается инструмент для разсухаривания клапанов и с его помощью пружина клапана прижимается.
  4. После вывода поршня в мёртвую точку с цилиндра откручивается свеча, а в открывшееся отверстие вставляется оловянный пруток диаметром 8 мм. Кончик прутка должен оказаться между клапаном и дном поршня.
  5. Теперь коленчатый вал надо повернуть так, чтобы поршень в цилиндре, где планируется замена колпачков, вышел в верхнюю мёртвую точку.
    Снимается распределительный вал, затем снимается сальник
  6. Прежде всего, надо снять провода с аккумулятора.
  7. Снимается ремень с ГРМ.
  8. С распределительного вала убирается шкив с зубцами.
  9. С первого крепления снимаются провода, с третьего крепления откручиваются гайки.
  10. Откручиваются четыре гайки с передней крышки, потом откручиваются гайки с крышки задней (их там шесть штук).
  11. Обе крышки снимаются.
  12. Распределительный вал вынимается.
  13. С распределительного вала снимается сальник.
    Пружина клапана крепко прижимается с помощью цанги
  14. После прижимания пружины клапана сухарики можно извлечь с помощью пинцета.
    Вначале извлекается тарелка клапана, а потом — находящаяся под ней пружина
  15. Теперь с помощью цанги надо снять маслосъёмный колпачок с направляющей втулки.
    Ударом молотка по рукоятке колпачок спрессовывается в цанге и вынимается
  16. Новый колпачок запрессовывается в тарелку клапана, затем на него устанавливается пружина.
  17. Аналогичные операции производятся со всеми колпачками, нуждающимися в замене.
  18. После замены производится обратная сборка головки цилиндров.

Видео по замене сальников клапанов на ВАЗ 2109 своими руками

Важные моменты

  • После извлечения изношенного колпачка следует тщательно осмотреть стенки направляющей втулки, так как любая царапина на этой стенке, оставленная цангой, может привести к возобновлению течи масла в камеру сгорания и сведёт на нет все усилия по замене колпачка.
  • Перед установкой новых колпачков нужно не забыть снять с них пружины.
  • Перед запрессовкой нового колпачка место установки обильно смазывается маслом. Это помогает точнее посадить колпачок на место, не прилагая к этому лишних усилий.

Как видно из статьи, заменить маслосъёмные колпачки на ВАЗ 2109 своими руками вполне возможно. Главное –запастись терпением, соблюдать последовательность операций и не прилагать больших усилий, запрессовывая новые колпачки на место.

При своих небольших размерах, маслосъемные колпачки играют большую роль в работе двигателя ВАЗ 2109.

Задача данных элементов заключается в надежном уплотнении и защите от попадания масла в места прилегания направляющих втулок и клапанов.

Внешний вид элементов

С течением времени колпачки изнашиваются, поскольку находятся под постоянным воздействием достаточно агрессивной среды, которой выступает моторное масло. Температура регулярно меняется, воздействуют выхлопные газы, происходит перегрев.

Другими словами, поводов для износа колпачков более чем достаточно. Ваша задача — вовремя выявить неполадку и выполнить замену элементов.

Читайте также:  Кпп камаз на маз

Устройство

Маслосъемные колпачки — это современный вариант исполнения сальников клапанов, которые оснащены мощной втулкой из стали внутри и экспандерной пружиной. Пружины служат для фиксации краев колпачков и клапанных штоков.

Реальный размер колпаков

Прокладки выполняют преимущественно из каучука, который с течением времени становится более твердым, возникает износ, потому элемент перестает должным образом выполнять свои функции. Как результат, внутри камеры сгорания оказывается масло.

Признак износа маслосъемных колпачков только один — из выхлопной трубы начинает активно «валить» густой дым синего оттенка, плюс увеличивается расход масла.

Решение сложившейся ситуации только одно — замена.

Способы замены

Есть несколько основных вариантов ваших действий в случае, если колпачки перестали работать должным образом.

Вариант

Особенности

Оставить все как есть

Самое неудачное решение, которое может повлечь за собой серьезные последствия, поломки двигателя и огромные затраты на восстановление. Не выбирайте его ни при каких обстоятельствах

Обратиться к гаражной СТО

Есть множество СТО, созданных на основе простого гаража в автокооперативе. Их услугами пользуются многие, но мы поступать вам так не рекомендуем. Цены не такие высокие, как на хорошем автосервисе, но и качество услуг соответствующее, никаких четких сроков. Отдав машину, вы можете увидеть ее не скоро

Хороший вариант для тех, кто не хочет заниматься самостоятельным ремонтом и имеет достаточно средств на качественное обслуживание автомобиля. Минус у такого способа ремонта только один — высокая стоимость

Сделать своими руками

Тот вариант, которому отдают предпочтение большинство владельцев отечественных авто. Расходы потребуются только на материалы. При грамотном подходе, вы сделаете замену не хуже, чем любая хорошая СТО

Замена

Для работы по замене маслосъемников вам понадобится:

  • Набор плоских отверток;
  • Головка для демонтажа свечей зажигания;
  • Новые колпачки;
  • Съемник для колпачков;
  • Рассухариватель (для клапанов);
  • Утконосы;
  • Прут с сечением 8 мм.

Процесс извлечения

Подготовив все необходимое, можно приступать к работе.

  1. Снимите первым делом воздушный фильтр, топливную помпу, распределитель зажигания. Все это актуально для карбюраторных ВАЗ 2109.
  2. Некоторые утверждают, что для замены колпачков обязательно снимать ГБЦ. Неправда. Чтобы обойти этот этап, вам потребуется прут. Далее расскажем о том, как меняются маслосъемники без снятия головки.
  3. Снимите минус с АКБ.

  1. Демонтируйте шестеренку с распределительного вала.
  2. При разборке постарайтесь сохранить шпонку. Она располагается в пару распределительного вала. Вытяните ее аккуратно и проблем не будет.
  3. Выполните демонтаж крышки ГБЦ путем выкручивания всех болтов, расположенных по периметру.
  4. Снимите заднюю часть крышки ГБЦ — заглушку распределителя зажигания. Тут вам придется открутить 2 гайки, фиксирующие провода массы, плюс снять наконечники проводников со шпилек.
  5. По обе стороны корпуса подшипника распредвала выкрутите гайки, уберите их в сторонку, но не потеряйте.
  6. Снимите распределительный вал с ГБЦ и после этого можно демонтировать сальник.
  7. Проверните коленвал, когда поршень, на котором требуется поменять маслосъемный колпачок, не окажется в положении верхней мертвой точки.
  8. Специальной головкой выкрутите свечу зажигания из головки блока, вставьте подготовленный заранее прут диаметром 8 мм. Желательно из олова. Вставьте прут так, чтобы он оказался между поршнем и клапаном.

Пружинка

  1. Аккуратно сожмите пружины клапана, используя рассухаритель.
  2. Утконосом или пинцетом достаньте сухари клапана, после чего снимите элемент.
  3. Извлеките с посадочных мест верхнюю тарелку и пружину клапана. Не забывайте, что пружин там две — верхняя и внутренняя. Снятию подлежат обе.
  4. Выпрессуйте маслосъемный колпак, расположенный на направляющей втулке. Чтобы сделать это, нужно установить на клапан цангу специального инструмента, который служит для демонтажа этих элементов. Его вы легко найдете в любом автомагазине или на рынке.
  5. Подставьте байок и ударьте им по втулке, после чего ударьте по байку ручки.
  6. Выпрессуйте колпачок со втулки и извлеките его из цанги. Здесь помогут обычные плоскогубцы, если специального инструмента у вас нет.
  7. При извлечении будьте аккуратны, поскольку есть риск повредить втулки. Тяните строго вверх и ни в коем случае при выпрессовке не проворачивайте элемент.

Извлекайте аккуратно

  1. Возьмите новые колпачки, снимите пружины с них.
  2. Капните немного масла на колпак и вставьте на законное место.
  3. Запрессуйте колпачок инструментом. Убедитесь, что элемент сел до упора и максимально плотно.
  4. Верните на место пружинку, которую вы сняли.
  5. По аналогии замена выполняется на всех остальных поршнях.
  6. Верните на место пружинку и тарелку клапанов. Сухари клапанов монтируются в проточки специальным инструментом.
  7. Извлеките прут. Чтобы сухари встали на свои места, ударьте по краям клапана молотком. Для лучшего эффекта вооружитесь маленьким металлическим стержнем, ударив через него.
  8. Опоры распредвала, шайбы обязательно смажьте моторным маслом.
  9. Верните на место распределительный вал. Не забудьте убедиться, что кулачки первого цилиндра направлены строго к толкателям.
  10. Смажьте маслом кулачки и шейки распредвала.
  11. Верните на свои позиции корпус подшипников распределительного вала. Проследите также, чтобы направляющие втулки оказались в отверстиях кожухов подшипников.
  12. Затяните крепежные гайки, установите сальник распределительного вала.
  13. Выполните сборку узла в обратной последовательности.

Поменять маслосъемные колпачки не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Но если такая работа вызывает опасения, обратитесь к проверенному автосервису.

Adblock detector